007.jpg
The Russian Battlefield
005.jpg
Главная Мемуары Лоза Дмитрий, ГСС, командир Матильды, Т-34, Шермана
Подписка на обновления
Баннер
Сейчас 104 гостей онлайн



Если хотите -кликайте по ссылке подробное описание и оставляйте заявки менеджерам. . Parking.ru выходит на массовый рынок аренды выделенных серверов . Кулон Арвен EVENSTAR купить с доставкой


Яндекс цитирования

Лоза Дмитрий, ГСС, командир Матильды, Т-34, Шермана

Печать
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 28.10.2009 12:31
Последняя редакция 21.10.2011 11:31
Материал читали 32276 человек
Пред. страница - Страница 1 из 6 - След. страница >>
Д.Ф.Лоза в Венгрии. Март 1945 ...
Дмитрий Лоза со своим отцом Фе...

- Дмитрий Федорович, на каких американских танках вы воевали?

- На Шерманах, мы их звали "Эмчи" - от М4. Сначала на них была короткая пушка, а потом стали приходить с длинной пушкой и дульным тормозом, на лобовом листе у них такая подпорка для фиксации ствола во время марша, потому что она длинная. В общем, машина была хорошая, но, как у всякой машины, были свои плюсы и минусы. Когда мне говорят, вот, мол, плохой был танк, я отвечаю, извините! Так нельзя говорить. Плохой по отношению к какому?

- Дмитрий Федорович, у вас в части были только американские машины?

- 6-я ТА, а у нас всего их шесть было, она воевала на Украине, в Румынии, в Венгрии, Чехословакии и Австрии. В Чехословакии закончила. А потом нас перебросили на Дальний Восток, и мы воевали против Японии. Я коротко напомню, что армия состояла из двух корпусов: 5-го Гв. танкового Сталинградского корпуса на наших Т-34 и 5-го механизированного корпуса, где я воевал. До 1943 года в этом корпусе были английские танки: Матильды и Валентайны. Сперва англичане нам поставили Матильды, Валентайны и Черчилли.

- Черчилль позже поставляли.

- Да, попозже. А после 1943 года наши совсем отказались от этих танков, потому что очень большие недостатки, в частности на тонну веса приходилось где-то 12-14 л.с., а в то время считалось для хорошего танка иметь 18-20 л.с. Из этих трех танков лучшим был Валентайн канадского производства. Броня обтекаемая, а главное то, что на нем стояла 57-мм длинноствольная пушка. Так вот, с конца 1943 года мы перешли на американские Шерманы. После Кишиневской операции наш корпус стал 9-м Гвардейским. Я вам не досказал, что каждый корпус состоял из четырех бригад: в нашем мехкорпусе было три мехбригады и одна танковая бригада, где я воевал, а в танковом корпусе было три танковые бригады и одна мотострелковая. Так вот, в нашей бригаде с конца 1943 года были Шерманы.

- Но английские танки не изымали, они воевали до своего конца, тоесть был период, когда ваш корпус имел смешенную матчасть - и английскую и американскую. Возникали ли дополнительные проблемы в связи с наличием такой широкой номенклатуры машин разных стран? Например, со снабжением, ремонтом?

- Ну, проблемы были всегда, тут сложно сказать. Вообще, Матильда - такой говенный танк, просто невероятно! Я хочу остановиться на одном недостатке Матильды, который нам очень мешал. Какая-то дурная голова в Генштабе спланировала операцию и наш корпус бросили под Ельню, Смоленск, Рославль. Там отвратительная местность - лесисто-болотистая. А у Матильды фальшборта, танк-то разрабатывался в основном для действий в пустыне. В пустыне хорошо - песок высыпается, а у нас грязь забивалась в ходовую между гусеницей и фальшбортом. У Матильды коробка перемены передач (КПП) была с сервомеханизмом для легкости переключения передач. В наших условиях она оказалась слабой, постоянно перегревалась и выходила из строя. Англичанам хорошо, у них уже тогда, в 1943-м, был агрегатный ремонт, то есть сломалась КПП, ты четыре болта отвернул, коробку долой, новую поставил и поехал. А у нас так не всегда получалось. У меня в батальоне был старшина Нестеров, бывший колхозник-тракторист, в должности батальонного механика. Вообще, в каждой роте был механик, а этот был для всего батальона. Еще у нас в корпусе был представитель английской фирмы, которая производила эти танки, вот фамилию забыл. Она была у меня записана, но после того, как меня подбили, все у меня в танке сгорело, и фотографии, и документы, и записная книжка. На фронте запрещалось вести записи, но я вел потихоньку. Так вот, представитель фирмы постоянно мешал нам ремонтировать отдельные узлы танка. Говорил, "Здесь заводская пломба, ковырять нельзя!" То есть выбрасывай агрегат и ставь новый. А нам что делать? Нам танк чинить надо. Нестеров у нас ремонтировал все эти коробки передач запросто. Представитель фирмы раз подошел к Нестерову, "Ты в каком университете учился?", а Нестеров отвечает "В колхозном".

Шерман был гораздо лучше в этом плане. А вы знаете, что одним из конструкторов Шермана был русский инженер Тимошенко? Это какой-то дальний родственник маршала С.К.Тимошенко.

У Шермана были свои недостатки. Самым большим недостатком было высокое расположение центра тяжести, и танк часто опрокидывался на бок как матрешка. Вот благодаря этому недостатку я, возможно, и остался жив. Воевали мы в Венгрии, в декабре 1944 года. Веду я батальон, и на повороте мой механик-водитель ударил машину о пешеходный бордюр и танк мой перевернулся. Конечно, мы покалечились, но остались живы. А остальные четыре мои танка прошли вперед и там их подожгли.

- Дмитрий Федорович, у Шермана была резино-металлическая гусеница. Некоторые современные авторы указывают это как недостаток, поскольку в бою резина могла выгореть, тогда гусеница разваливалась и танк останавливался. Что вы можете сказать по этому поводу?

- С одной стороны, такая гусеница - это большой плюс. Во-первых, у такой гусеницы срок службы вдвое больше обычной, стальной гусеницы. Боюсь ошибиться, но, по-моему, срок службы траков Т-34 был 2500 километров. Срок службы траков у Шермана был свыше 5000 километров. Во-вторых, Шерман по шоссе идет как автомобиль, а наш Т-34 так громыхает - его за черт знает сколько километров слышно. Что же было отрицательного? В моей книге "Commanding the Red Army's Sherman Tanks" есть очерк, называется "Босоногие". Там я описал случай, произошедший с нами в августе 1944 года в Румынии во время Яссо-Кишиневской операции. Жара стояла страшная, где-то градусов 30. В сутки мы проходили до 100 километров по шоссе. Резиновые бандажи на катках разогревались настолько, что резина расплавлялась и отлетала метровыми ошметками. И недалеко от Бухареста наш корпус встал: резина облетела, катки стало заклинивать, шел ужасный скрежет и в итоге мы остановились. Об этом было срочно доложено в Москву: шутка ли? Такое ЧП, весь корпус встал! Но новые катки нам привезли очень быстро и мы три дня их меняли. Уж не знаю, где они смогли найти столько катков за такое короткое время? Еще один минус резиновой гусеницы: даже при небольшой гололедице танк становился как корова на льду. Тогда нам приходилось обвязывать гусеницы проволокой, цепями, забивать туда болты, чтоб хоть как-то можно было ездить. Но это было с первой партией танков. Увидев это, американский представитель сообщил об этом на фирму, и уже следующая партия танков пришла с дополнительным комплектом траков с грунтозацепами и шипами. Грунтозацепов было, по-моему, по семь штук на гусеницу, то есть всего 14 штук на танк. Они лежали в ящике ЗИП. Вообще у американцев работа была поставлена четко, всякий недостаток, что замечался, устранялся очень оперативно.

Еще один недостаток Шермана - конструкция люка механика-водителя. У Шерманов первых партий этот люк, расположенный в крыше корпуса, просто откидывался вверх вбок. Часто механик-водитель его открывал и высовывал голову, чтобы лучше видно было. Так у нас были случаи, когда при повороте башни, пушкой задевали за этот люк и он, падая, сворачивал шею водителю. Один или два случая таких у нас было. Потом этот недостаток устранили. Теперь люк приподнимался и просто сдвигался в сторону, как на современных танках.

У Шермана ведущее колесо было спереди, то есть через весь танк шел карданный вал от двигателя к КПП. У тридцатьчетверки все это стояло рядом.

Еще один большой плюс у Шермана заключался в зарядке аккумуляторов. На нашей тридцатьчетверке для зарядки аккумулятора нужно было все гонять двигатель на полную мощность, все 500 лошадей вводить. А у Шермана в боевом отделении стоял зарядный бензиновый движок, маленький, как мотоциклетный. Завел его - и он тебе зарядил аккумулятор. Для нас это было великое дело!

Уже после войны, я долгое время искал ответ на один вопрос. Если загорался Т-34, то мы старались от него отбежать подальше, хотя это запрещалось. Боекоплек взрывался. Некоторое время, месяца полтора, я воевал на Т-34 под Смоленском. Подбили командира одной из рот нашего батальона. Экипаж выскочил из танка, но отбежать не смог, потому что немцы зажали их пулеметным огнем. Они залегли там, в гречиху и в это время танк взорвался. К вечеру, когда бой затих, мы подошли к ним. Смотрю, он лежит, а кусок брони размозжил ему голову. А вот Шерман сгорал, но снаряды не взрывались. Почему так?

Однажды на Украине был такой случай. Меня временно поставили на должность начальника артснабжения батальона. Подбили наш танк. Мы выпрыгнули из него, а немцы зажали нас плотным минометным огнем. Мы залезли под танк. А танк загорелся. Вот мы лежим и некуда нам деться. А куда? В поле? Там чистое поле, немцы на высотке все простреливают из пулеметов и минометов. Лежим. Уже в спину жар печет: танк горит. Мы думаем, ну все! Сейчас бабахнет и тут будет братская могила. Слышим, в башне бум-бум-бум! Ага, это бронебойные вышибает из гильз: они же унитарные были. Вот сейчас огонь доберется до осколочных и так ахнет! Но ничего не случилось. Почему так? Почему наши осколочные рвутся, а американские нет? Если кратко, то оказалось, что у американцев более чистое ВВ, а у нас был какой-то компонент, увеличивавший силу взрыва в полтора раза, при этом увеличивая риск взрыва боеприпаса.



 
Оцените этот материал:
(142 голосов, среднее 4.80 из 5)

Комментарии 

 
+1 #9 Валерий Потапов 23.07.2011 23:26
Dmitri Loza died some years ago. This interview was recorded 6 months before his death.
There are two books of his memoirs been published in English:
- Commanding the Red Army’s Sherman tanks
- Fighting For the Soviet Motherland
 
 
0 #8 Gary Corcoran 23.07.2011 17:16
Dmitriy, what a wonderful story teller you are! You never lose your sense of humor even when talking about those terrible times. I'm glad that the Sherman worked well for you. It's size was greatly determined by shipping contraints--it's a long way to Russia from the US! Has your book been translated into English? If so how can I buy it? Sincerely, Gary Corcoran-USMC.
 
 
0 #7 Vad 17.07.2011 19:49
Эй...хейнкель-НЕ
хеншель-НS
 
 
+1 #6 Валерий Потапов 31.01.2011 16:50
Это уже не он, это уже Артем Драбкин выпустил по рукописи для американского изд-ва, которую ему передала вдова Лозы. А прижизненно Дмитрий Федорович выпустил две книги - на русском "Сказ от танках Шерман" и на английском "Commanding Red Army Sherman Tanks". Умер Д.Ф.Лоза в 2000 году.
 
 
+2 #5 begemot31 31.01.2011 16:45
Подневольным или нет, но воевал нормально и ГСС заслужил.
Выпустил книгу - "Танкист на иномарке". Очень интересная.
 
 
0 #4 Валерий Потапов 09.12.2010 15:21
Да, я тоже это читал. Но Д.Ф.Лоза умер уже лет 10 назад, поэтому теперь переспросить и уточнить не у кого.
 
 
0 #3 hummel83 09.12.2010 15:17
Прочитал книгу ветерана (в нашей печати она называется " танкист на иномарке") -там он пишет что ИСУ -152 в вене стреляло по противотанковой пушке которую закатили на второй этаж здания....
 
 
+1 #2 Валерий Потапов 11.11.2010 17:19
Подневолен ЛЮБОЙ солдат ЛЮБОЙ армии. Ты можешь хотеть, можешь не хотеть - это мало кому интересно, но раз ты в армии, то ты БУДЕШЬ служить.
Имелось ввиду эта подневольность.
 
 
0 #1 Костян 11.11.2010 16:48
Про "подневольных" не понял, его заставляли чтоль воевать, сам не хотел?
А в остальном много интересного, из 1х рук!
 

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить