013.jpg
The Russian Battlefield
009.jpg
Главная Танки Тракторы и автомобили Трехтонный грузовик ЗиС-5
Сейчас 129 гостей онлайн


Яндекс цитирования

Трехтонный грузовик ЗиС-5

Печать
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 20.09.2005 22:06
Последняя редакция 17.10.2011 11:40
Материал читали 18267 человек
<< Пред. страница - Страница 3 из 3 - След. страница

Эксплуатационные качества ЗиС-5В применительно к военному времени положительно оценили и немецкие специалисты, испытавшие захваченные "трехтонки". Они отметили не только простоту и надежность конструкции, но также высокую ремонтопригодность, а, кроме того, отличную (для автомобиля типа 4х2) проходимость.

ЗиС-5В, завершив свой боевой путь, долгое время оставался на конвейере - Миасский автозавод выпускал его до 1958 года. Правда, уральские автостроители постоянно совершенствовали грузовик. Были усилены шкворневой узел переднего моста и полуоси заднего, в цилиндрах двигателя установлены короткие гильзы, изменены конструкции регулятора распределителя зажигания, привода водяного насоса, оси промежуточной системы распределения. В двигателе применены тонкостенные вкладыши опор коленчатого вала, чуть позже механический привод тормозов заменили гидравлическим.

ЗиС-5В в военное время использовался в основном как бортовой грузовик универсального назначения, но достаточно широко применялись также бензовозы, ремонтные летучки и специальные фургоны на его базе. В послевоенные годы демобилизованная "трехтонка" освоила множество гражданских специальностей. Это были пожарные автомобили, самосвалы, автокраны, мусоровозы, битумовозы и множество других специальных машин. В эксплуатации они находились до середины семидесятых годов. Сейчас их практически не осталось. Один образцово отреставрированный ЗиС-5В, выпущенный в Москве, установлен как памятник на автозаводе имени Лихачева, еще два находятся в открытой экспозиции музея на Поклонной горе. И еще один, пока еще (на осень 2003 г.) не до конца отреставрированный образец, на площадке поисковой группы "Экипаж" (тоже на Поклонной горе).

ЗиС-50

Интересную и малоизвестную сейчас модификацию ЗиС-5В некоторое время выпускал московский автозавод. Дело в том, что новый двигатель модели ЗиС-120, предназначавшийся для четырехтонного ЗИС-150, был освоен раньше, чем сам автомобиль - в конце 1947 года, поэтому его в том же 1947-м начали ставить на некоторые шасси ЗиС-5В (только без компрессора и с ограниченной мощностью). Такие машины стали называться ЗиС-50, причем один опытный образец этого автомобиля построили еще в 1944 году. В 1947 году было выпущено 194, а в следующем - 13701 штука. Грузовик получился динамичным, скоростным и очень проходимым. Водители на ЗИС-50 иногда прямо-таки издевались над "Студебеккерами": втягивали их шоферов в гонку по шоссе (а те думали, что имеют дело с обычным "старичком" ЗиС-5В) и доводили последних чуть ли не до инфаркта, а их машины - до выплавления вкладышей в двигателях.

Когда в Москве был полностью снят с производства ЗиС-5В (30 апреля 1948 года), прекратили выпуск и ЗиС-50.

Источники: Ю.А. Долматовский "Автомобиль за 100 лет", 1986
"Наука и жизнь" №3, 1996
"Автомобильный транспорт" №9-10, 1996,
М-Хобби №2 1999

ЗиС-5В в экспозиции музея на П...
ЗиС-5В в экспозиции музея на П...
ЗиС-5В в экспозиции музея на П...
ЗиС-5В в экспозиции музея на П...
ЗиС-5В в экспозиции музея на П...
ЗиС-5В в экспозиции музея на П...
ЗиС-5В в экспозиции музея на П...
ЗиС-5В в экспозиции музея на П...
Двигатель ЗиС-5



 
Оцените этот материал:
(10 голосов, среднее 4.80 из 5)

Комментарии 

 
0 #1 Бармалей 19.07.2011 20:06
Любопытно, а поршни диаметром 101,6 мм (4 дюйма) сами разработали или кто-то помогал?
Если сами разработали, то непонятно зачем. Можно было использовать 100-мм поршни АМО-Ф-15.
 

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить