016.jpg
The Russian Battlefield
008.jpg
Главная Танки Тракторы и автомобили Трехтонный грузовик ЗиС-5
Сейчас 84 гостей онлайн


Яндекс цитирования

Трехтонный грузовик ЗиС-5

Печать
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 20.09.2005 22:06
Последняя редакция 17.10.2011 11:40
Материал читали 18267 человек

ЗиС-5В

Когда враг был отброшен от столицы, ЗиС возобновил производство автомобилей. С июня 1942 года с конвейера снова стали сходить "трехтонки" в упрощенном варианте военного времени - модели ЗиС-5В (индекс "В" как раз обозначает, что это "военная" модель). Наши шоферы дали этой машине прозвище "Захар", как гласит легенда - из-за его исключительной выносливости и неприхотливости. Машина оказалась надежной, работала на любом, даже самом дрянном, сорте бензина и масла.

Правда, первым выпуск этого варианта машины освоил вновь созданный (на базе эвакуированных цехов ЗиСа) Ульяновский автозавод - здесь уже в феврале 1942 года началась их сборка. Одновременно, далеко на Урале, в городе Миассе, началось строительство еще одного автозавода для выпуска ЗиСов. 10 декабря 1941 года была выделена строительная площадка для сооружения нового предприятия, одновременно начали прибывать люди и оборудование, эвакуированные из Москвы. Строительные работы шли круглые сутки, и уже в середине февраля 1942 года автозаводцы приступили к монтажу сборочных линий. В мае этого же года с конвейера сошел первый уральский двигатель для "трехтонки".

За 1942 год УралЗИС изготовил для Московского автозавода 9303 двигателя и 15375 коробок передач. В июле 1944 года с конвейера начали сходить и автомобили ЗиС-5В. В Москве моторное производство было восстановлено в июле 1943 года, а суточный выпуск грузовиков к концу года здесь возрос до 150 машин. За 1944 год завод изготовил 34 тысячи автомобилей и 32 тысячи двигателей, а всего за период войны из его ворот вышло 100 тысяч грузовиков ЗиС.

ЗиС-5В, выпускаемый в условиях военного времени, когда все материалы дефицитны, а жизнь автомобиля коротка, стал значительно проще базовой модели. Деревянный каркас кабины вместо жести обшивался деревянными рейками; красивой формы круглые крылья уступили место плоским, сваренным из стального листа; рулевое колесо получило деревянную обкладку, вместо двух фар осталась лишь левая, а механические тормоза теперь действовали только на задние колеса. Кузов стали делать лишь с одним (задним) откидным бортом. Но все эти упрощения не означали ухудшения параметров автомобиля. Напротив, он сохранил все те качества, за которые его любили шоферы, хотя, скажем, особым комфортом ЗиС-5В не отличался - был без амортизаторов в подвеске, без обогрева кабины, да и вентиляция осуществлялась через приоткрытое ветровое или опущенные боковые стекла. Поэтому зимой в кабине было холодно, летом - жарко и пыльно. Механические тормоза требовали больших усилий, а эффективность их оставляла желать лучшего. Зато очень важным качеством конструкции являлось то, что большинство из 4,5 тысяч его деталей имели такие пропорции, что сломать их было можно только при очень уж грубом и неумелом обращении. Более того, конструкция "трехтонки" позволяла разобрать и собрать машину с минимальным количеством инструмента. Поэтому вполне реальны такие вот рассказы старых водителей:

"Помнится, зимой под Сталинградом, в ночном рейде, наткнулась моя машина на срезанное снарядом дерево, и рама деформировалась. Сняли мы с нее кузов, кабину, двигатель и прочие агрегаты и перебросили на другую. Работали при сорокаградусном морозе по два-три часа в день и в течение недели поставили ЗиС на ход".

Попробуйте сейчас за этот срок в таких условиях разобрать автомобиль на запчасти, а потом собрать!

Особой похвалы заслуживало "сердце" грузовика - рядная "шестерка" рабочим объемом 5555 куб.см и мощностью уже 76 л.с. (при 2400 об/мин). Двигатель был надежен и неприхотлив к горючему, отлично заводился зимой, хотя и здесь нужна была сноровка. Старые водители вспоминали:

"Свечи вывернешь, в цилиндры плеснешь по нескольку капель бензина, потом завертываешь, и тут не зевай - заводной рукояткой с пол-оборота! В сильные морозы в холодный радиатор воды, конечно, не зальешь - сразу "прихватит", так додумались: снимали патрубок, соединяющий радиатор и двигатель, и воду заливали прямо в блок".



 
Оцените этот материал:
(10 голосов, среднее 4.80 из 5)

Комментарии 

 
0 #1 Бармалей 19.07.2011 20:06
Любопытно, а поршни диаметром 101,6 мм (4 дюйма) сами разработали или кто-то помогал?
Если сами разработали, то непонятно зачем. Можно было использовать 100-мм поршни АМО-Ф-15.
 

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить