007.jpg
The Russian Battlefield
006.jpg
Главная Танки Легкие танки Легкий танк Т-60
Сейчас 201 гостей онлайн


Яндекс цитирования

Легкий танк Т-60

Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 20.09.2005 21:58
Последняя редакция 17.01.2016 18:37
Материал читали 33893 человек
Пред. страница - Страница 1 из 9 - След. страница >>

История создания

В мае 1941 года московский завод № 37 получил задание на освоение производства нового легкого танка поддержки мото-мехчастей Т-50, спроектированного в Ленинграде на заводе № 174 им.Ворошилова. Имея неплохие характеристики, он должен был стать самым массовым танком в РККА, так как по своим небольшим размерам и весьма умеренной металлоемкости (боевая масса 14,5 т) мог производиться крупными сериями на целом ряде заводов, не способных выпускать средний танк Т-34. Таким образом, появлялась возможность задействовать производственные мощности, ранее не принимавших непосредственного участия в танкостроении. Одновременно предусматривалось освоение выпуска и достаточно сложного и трудоемкого 6-цилиндрового дизельного двигателя В-4 ("половинка" В-2) для нового танка.

Полученное задание не вызывало оптимизма у руководства завода, так как скромные производственные возможности завода явно не соответствовали заданию. Достаточно сказать, что Т-50 имел сложную планетарную 8-ступенчатую коробку передач, а зуборезное производство (производство шестерен) всегда было на этом предприятии слабым местом.

Вместе с тем, война быстро показала, что подвижные среднебронированные машины такого класса как Т-50, с легким артиллерийским вооружением и не занимающие мощности основных танковых производств, тоже имеют свою область применения и крайне необходимы в войсках (например, в качестве разведывательных), особенно учитывая катастрофическое сокращение танкового парка за лето-осень 1941 года. Расширяя, насколько возможно, производство танков Т-40 и немного усиливая его бронезащиту, работники завода № 37 пришли к выводу, что можно создать новый легкий, уже не плавающий, но вполне боеспособный в данных условиях танк непосредственного сопровождения пехоты (напомним, что по штату каждая советская стрелковая дивизия должна была иметь роту легких танков). При этом предполагалось использование отлаженной моторно-трансмиссионной установки и ходовой части Т-40.

Корпус нового танка должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры, но усиленное бронирование. Эту инициативную работу, проходившую под непосредственным руководством Н.А.Астрова, удалось выполнить всего за 15 дней (начиная с августа 1941 года). За этот немыслимо короткий срок был спроектирован и построен макетный образец нового легкого танка "060".

Убедившись в целесообразности и преимуществах такого решения, Астров вместе со старшим военпредом (военный представитель) завода подполковником В.П.Окуневым написали письмо И.В.Сталину, в котором обосновали невозможность выпуска на заводе № 37 танка Т-50 и с другой стороны обосновали возможность быстрого запуска в серийное производство танка "060", причем в массовых количествах, с широким использованием автомобильных агрегатов и передовых технологий их изготовления. Уже следующим утром на завод приехал заместитель Председателя СНК СССР В.А.Малышев, которому поручили заниматься новой машиной. Он с интересом осмотрел танк "060", одобрил его, обсудил с конструкторами технические и производственные проблемы и посоветовал заменить крупнокалиберный пулемет ДШК на гораздо более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК, хорошо освоенную в авиации, для чего тут же связал Астрова с ОКБ-15.

Вечером вышло постановление ГОКО о принятии на вооружение и срочной организации массового производства (10 000 штук в год) новой машины, получившей армейский индекс Т-60 (иногда встречалось обозначение Т-60Ш, где индекс "Ш" означает ШВАК). Под выпуск Т-60 предполагалось задействовать пять заводов: № 37 (Москва), ГАЗ (танковый завод № 176), Коломенский паровозостроительный завод (КПЗ) им.Куйбышева, № 264 (Красноармейский судостроительный завод под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера проекта 1124) и Харьковский тракторный (ХТЗ, к сожалению, быстро отпавший в связи со срочной эвакуацией).



 
Оцените этот материал:
(24 голосов, среднее 4.21 из 5)

Комментарии 

 
+1 #6 Игорь77 05.04.2013 08:55
Спасибо за статью! И за сайт тоже!! Только вот по поводу Т60, тот что стоит в Великом Новгороде рядом с Кремлём чем не полноценный?
 
 
+1 #5 элеонора 26.06.2012 00:24
светлая память погибшим в танке т-60 в ВОВ.
 
 
+1 #4 Валерий Потапов 19.08.2011 11:45
К сожалению, не знаю и никогда не интересовался.
 
 
+1 #3 Gamilkar 19.08.2011 09:09
Извините, но не подскажите где можно найти оцифрованный вариант:

20-мм танковая пушка ТНШ (ШВАК). Руководство службы. М. Воениздат. 1942

Танк Т-60. Краткое руководство службы», Воениздат 1942

Руководство по эксплуатации и тех. обслуживанию танка Т-60», Воениздат 1944.

просто удаленность от Москвы большая. Так же весь интернет облазил по поводу внешнего вида и устройства выброса гильз ТНШ, по чертежам трудно очень понять, заранее спасибо.
 
 
+1 #2 Валерий Потапов 21.07.2011 15:34
Уже не помню точно, либо в "ленинке" либо в ГПНТБ брали.
Они в свободном доступе.
 
 
+1 #1 Владимир Николаев 21.07.2011 11:53
Прекрасная статья!
У меня есть вопрос к автору: Не подскажете, где можно достать, или хотя бы ознакомится с источниками?
В частности меня интересуют:
«Танк Т-60. Краткое руководство службы», Воениздат 1942
«Руководство по эксплуатации и тех. обслуживанию танка Т-60», Воениздат 1944.

Заранее спасибо.
 

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить