012.jpg
The Russian Battlefield
005.jpg
Главная Танки Легкие танки Легкий танк Т-60
Сейчас 118 гостей онлайн


Яндекс цитирования

Легкий танк Т-60

Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 20.09.2005 21:58
Последняя редакция 17.01.2016 18:37
Материал читали 33894 человек

Значение этого легкого танка для нашей страны было столь велико, что на краткие испытания второго образца приезжал сам И.В.Сталин! После этих испытаний, началась интенсивная подготовка к производству танка на всех вышеперечисленных заводах, куда срочно отправлялись дубликаты технической документации. По собственной инициативе к этой работе подключился Московский автозавод им. Сталина (ЗиС), где ведущие конструкторы Б.М.Фиттерман и А.М.Авенариус создали аналогичный танк ЗИС-60, отличавшийся от Т-60 башней новой конструкции, иной установкой вооружения и применением автобусного силового агрегата ЗИС-16 мощностью 88 л.с., гораздо более тяжелого и громоздкого, чем ГАЗ-202, но в целом вписавшегося в несколько увеличенный корпус. Эти корпуса с башнями также начали делать в Подольске и до эвакуации ЗИСа, начавшейся 16 октября 1941 года, их поставили не менее 10 комплектов.

Идея массового производства на неспециализированных предприятиях предельно простого легкого танка с автомобильным силовым агрегатом казалась столь привлекательной, что с предложением о выпуске Т-60 улучшенного проекта выступил и станкостроительный завод № 301 "Комсомолец" в Егорьевске, хорошо оснащенный для изготовления различных редукторов, приводов, катков и элементов подвески. Однако по ряду причин эта инициатива не была реализована.

А на головном заводе № 37 для расширенного производства Т-60 срочно монтировался конвейер, готовилась технологическая оснастка, сооружалась эстакада для приемки бронекорпусов.

Поскольку силовых агрегатов ГАЗ-202 катастрофически не хватало, в октябре 1941 года нарком танковой промышленности В.А. Малышев разрешил ставить на Т-60 любые подходящие по мощности и габаритам двигатели. Вероятно, этим и объясняется наличие в войсках отдельных машин с нештатными силовыми установками, чаще всего с двигателями Ford V-8 мощностью 65 и 90 л.с., которые перед войной импортировались в немалых количествах и устанавливались в основном на автомобилях ГАЗ-М-1 специального назначения. В крайнем случае, была возможна установки (в том числе и в войсках) маломощного силового агрегата ГАЗ-М, но с большой потерей в динамике танка, а также других более или менее подходящих автомобильных двигателей.

Для ускорения подготовки к производству Т-60 на ГАЗе, еще в конце августа 1941 года Н.А.Астров лично перегнал туда из Москвы танк Т-60 из первой опытной партии, совершив всего за 14 ходовых часов пробег со средней скоростью 30 км/ч. Это свидетельствовало о надежности новой машины и ее хороших ходовых качествах.

В то время сотрудники конструкторского отдела ГАЗа под руководством А.А.Липгарта и А.М.Кригера уже напряженно работали над чертежами Т-60, дорабатывая их под технологию и стандарты автомобильного производства. На заводе они проходили еще под индексом "030", а в дальнейшем "060", но уже с автомобильной системой обозначения, принятой на ГАЗе.

Между тем, 15 сентября 1941 года московский завод № 37 выпустил первый серийный Т-60, однако ввиду последовавшей вскоре эвакуации (приказ от 9 октября 1941 года) производство было остановлено уже 26 сентября. Всего в Москве успели сделать 245 танков Т-60. Завод эвакуировали в Свердловск: на территорию заводов "Металлист", вагоноремонтного имени Воеводина и филиала "Уралмаша" - всего на три завода, куда оборудование прибывало с 28 октября по 6 ноября. Вместе с частью эвакуированного туда завода "КИМ" был образован новый танковый завод № 37 (главный конструктор Г.С. Суренян, затем Н.А. Попов). Собранные на нем с 15 декабря 1941 года, в основном из деталей, привезенных из Москвы, первые 20 танков Т-30 и Т-60 прошли 1 января 1942 года по улицам Свердловска, предварительно проведя отстрел своего оружия на специально построенном полигоне. За первый квартал 1942 года завод произвел уже 512 машин.



 
Оцените этот материал:
(24 голосов, среднее 4.21 из 5)

Комментарии 

 
+1 #6 Игорь77 05.04.2013 08:55
Спасибо за статью! И за сайт тоже!! Только вот по поводу Т60, тот что стоит в Великом Новгороде рядом с Кремлём чем не полноценный?
 
 
+1 #5 элеонора 26.06.2012 00:24
светлая память погибшим в танке т-60 в ВОВ.
 
 
+1 #4 Валерий Потапов 19.08.2011 11:45
К сожалению, не знаю и никогда не интересовался.
 
 
+1 #3 Gamilkar 19.08.2011 09:09
Извините, но не подскажите где можно найти оцифрованный вариант:

20-мм танковая пушка ТНШ (ШВАК). Руководство службы. М. Воениздат. 1942

Танк Т-60. Краткое руководство службы», Воениздат 1942

Руководство по эксплуатации и тех. обслуживанию танка Т-60», Воениздат 1944.

просто удаленность от Москвы большая. Так же весь интернет облазил по поводу внешнего вида и устройства выброса гильз ТНШ, по чертежам трудно очень понять, заранее спасибо.
 
 
+1 #2 Валерий Потапов 21.07.2011 15:34
Уже не помню точно, либо в "ленинке" либо в ГПНТБ брали.
Они в свободном доступе.
 
 
+1 #1 Владимир Николаев 21.07.2011 11:53
Прекрасная статья!
У меня есть вопрос к автору: Не подскажете, где можно достать, или хотя бы ознакомится с источниками?
В частности меня интересуют:
«Танк Т-60. Краткое руководство службы», Воениздат 1942
«Руководство по эксплуатации и тех. обслуживанию танка Т-60», Воениздат 1944.

Заранее спасибо.
 

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить