004.jpg
The Russian Battlefield
002.jpg
Главная Статьи Снегоход с пропеллером



реальные проститутки

Снегоход с пропеллером

Печать
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 01.10.2005 00:53
Последняя редакция 17.01.2016 19:16
Материал читали 111956 человек
Пред. страница - Страница 1 из 6 - След. страница >>

История появления отечественных аэросаней восходит к эпохе царской России. Действительно, еще в начале ХХ века, вслед за появлением компактных двигателей внутреннего сгорания были разработаны и построены первые аэросани, которые предназначались отнюдь не для военных нужд, но в качестве легких прогулочных и спортивных экипажей. Тем не менее, огромные просторы Российской империи при слабой сети дорог, суровые климатические условия русского Севера давно ставили перед конструкторами задачу создания надежного и скоростного зимнего транспортного средства. Поэтому незадолго до начала Первой мировой войны, в 1912 году, на Русско-Балтийском заводе начался серийный выпуск первых отечественных транспортных аэросаней. Однако в войну аэросани использовались весьма слабо (первое боевое применение было зафиксировано в 1915 году), по крайней мере, значительного количества фактов применения аэросаней в военных целях автору найти не удалось.

Вскоре разразилась Гражданская война. Молодому большевистскому режиму не хватало буквально всего: продовольствия, топлива, оружия. Во многих областях транспорт почти не работал. Зима 1918–1919 года выдалась особенно снежной, связь со многими отдаленными районами страны практически прервалась. Анализируя боевой опыт мировой войны Совета Труда и Обороны, заслушав доклад А. С. Кузина «О снегоходной технике», издал распоряжение о создании Комиссии по Организации Постройки Аэросаней (КОМПАС). В ее состав вошли такие видные ученые, как Н. Е. Жуковский, ставший ее научным руководителем, Н. Р. Брилинг, избранный председателем КОМПАСа (кстати, именно Брилинг является основоположником аэросанного дела в царской России), конструкторы А. А. Архангельский, А. Н. Туполев, Е. А. Чудаков, А. А. Микулин, Б. С. Стечкин, А. С. Кузин.

На комиссию были возложены задачи научно-технических исследований, разработка конструкций, постройка и испытания аэросаней для использования их в военных целях. Начались работы по созданию специального снегоходного транспорта. Первая партия из 10 аэросаней была готова к началу сентября 1919 года. В начале 1920 года началась достройка аэросаней серии БК (Брилинга и Кузина). Сани именно этой серии участвовали в подавлении печально известного Кронштадтского мятежа, а один из экипажей был даже награжден орденом Красного Знамени.

Кроме новых, большевики использовали остававшиеся на ходу аэросани, доставшиеся им в наследство от царской армии. Эти машины использовались для обеспечения оперативной связи, подвозки по бездорожью боеприпасов и продуктов питания к линии фронта, вывоза раненых с боевых позиций.

В период с 1921 по 1923 год в КОМПАСе создали несколько различных типов аэросаней. Наиболее интересные из них АНТ-I и АНТ-II конструкции А. Н. Туполева, а также АРБЕС и АРБЕС-II конструкции А. А. Архангельского и Б. С. Стечкина.

К началу 1923 года определились два основных направления проектирования: в НАМИ отдавали предпочтение конструкциям из дерева, а в ЦАГИ начали разрабатывать цельнометаллические машины из кольчугалюминия — нового и очень перспективного по тому времени легкого сплава.

Первым цельнометаллическим снегоходом стал АНТ-III — трехместные сани с двигателем «Рон» мощностью 80 л.с., с корпусом и лыжами из кольчугалюминиевых гнутых профилей и гофрированной обшивки.

В 1924 году семейство АНТов пополнилось аэросанями АНТ-IIIбис с 50-сильным двигателем «Хакке», АНТ-IV со 100-сильным «Люцифером»; АНТ-V с итальянским двигателем фирмы «Фиат» мощностью 100 л.с. Наиболее удачными оказались аэросани АНТ-IV. После всесторонних испытаний и ряда испытательных пробегов партии машин, построенной заводом опытных конструкций ЦАГИ, аэросани приняли к серийному производству.

В 1930 году АНТ-IV начали обслуживать первую в стране регулярную почтово-пассажирскую линию Чебоксары-Канаш в Чувашии. Путь от Чебоксар до Канаша составлял 85 км, аэросани преодолевали его за 2,5 часа, чтобы покрыть это же расстояние на лошадях потребовалось бы около 10–12 часов. Только за 35 дней аэросани перевезли 244 пассажира и 1132 кг почтового груза. С успехом использовались АНТ-IV в Казахстане, Татарии и других республиках.

В 1931 году двигатель «Люцифер» был заменен освоенным отечественной промышленностью пятицилиндровым звездообразным авиадвигателем М-11 мощностью 100 л.с.

С 1932 по 1935 год аэросани успешно использовались во многих арктических экспедициях — на Новой Земле, в бухте Тикси. В 1934 году АНТ-IV на пароходе «Смоленск» доставили в Уэлен для осуществления связи при спасении челюскинцев. В 1934 и 1935 годах аэросани прекрасно показали себя в экспедициях Арктического института по исследованию района Чукотки, примыкающего к Чаунской губе. И это несмотря на то, что работать машинам приходилось при температурах до минус 40°С. Тем не менее средняя скорость их достигала 28 км/ч (а весной — до 40 км/ч) при нагрузке от 700 до 1000 кг полезного груза. Суммарный пробег двух экспедиционных аэросаней составил 7585 км.

В 1935 году две серийные машины с моторами М-11 участвовали во Всесоюзном Пробеге Аэросаней и Вездеходов, благополучно прошли более 3000 километров, показав высокую надежность и прекрасную проходимость по зимнему бездорожью.

В 1933 году была запущена в серию санитарная модификация — АНТ-IVС. «Скорая помощь» с пропеллером оказалась незаменимой как в мирное время, так и во время Зимней войны 1939–1940 года, а также в годы Великой Отечественной войны, особенно на северных рубежах — в Карелии и Заполярье.

Кроме аэросаней АНТ-IV, конструктором Н. А. Андреевым были разработаны аэросани ОСГА-6, которые также применялись в советско-финской войне. Они несли патрульную службу на отдельных участках фронта, особенно на озерах, перебрасывали десантные группы, подвозили боеприпасы и непосредственно участвовали в боевых операциях. К сожалению, автор не смог найти подробного описания этих аэросаней.

Во время Зимней войны в Красной Армии имелось несколько аэросанных отрядов, которые довольно успешно применялись в зимних операциях против финнов. Они использовались главным образом для обеспечения связи между частями и соединениями, подвозили боеприпасы, продовольствие и горюче-смазочные материалы войскам, действовавшим в большом отрыве от своих баз снабжения, эвакуировали раненых с поля боя. Иногда аэросанные отряды выполняли боевые задачи, внезапно нападая на противника. Все же, в общем, это был первый пробный камень — советское руководство еще только проверяло возможности аэросаней, как боевого средства.



 
Оцените этот материал:
(19 голосов, среднее 4.63 из 5)

Комментарии 

 
0 #1 bob davis 11.08.2011 19:30
A very good artical on this little know vehical. I thought the write up was very well done and informitive. Learned something new today. The history was well done and probably would have driven me nuts to goggle up all that info. Having seen a few photos years ago on the areosled, I have always liked it. The ability to hit and run, or to supply and evacuate during battle, is a valuble tool to any hard pressed nation at war. Now with the available and not expensive release of the kit in styrene this info will be of great value to any builder. Good job.
 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.