001.jpg
The Russian Battlefield
007.jpg
Сейчас 92 гостей онлайн


Яндекс цитирования

Судьба танков десанта

Печать
Впервые опубликовано 25.09.2005 19:03
Последняя редакция 17.10.2011 12:59
Материал читали 22972 человек

Южно-Озерейской десантной операции принадлежит абсолютное лидерство среди других десантных операций в таком важном показателе, как длительности подготовки. В самом деле, первоначальная дата проведения - 15 декабря - неоднократно подвергалась корректировке. Прошел декабрь, затем январь, а приказа на проведение операции все не было. Тем временем десантные войска напряженно тренировались. Это приносило свои плоды. В скупых строках архивных документов отмечается, что танкисты стреляли только на "отлично". Темы занятий, кроме обычных, в соответствии со специальностями, включали и специальные: высадка и бой на берегу, погрузка на корабли и т.д.

На последнем вопросе необходимо остановиться особо. Роль отсутствующих десантных кораблей в операции должны были сыграть т.н. "болиндеры". Интригующее название, означавшее на самом деле не что иное, как название шведской мотостроительной фирмы, скрывало под собой мелкосидящие самоходные баржи, строившиеся в России еще до революции. К моменту описываемых событий Черноморский флот располагал всего тремя такими судами, которые, к тому времени, уже давно утратили возможность передвигаться самостоятельно и использовались в качестве временных пристаней или на буксире. Другими кандидатурами на роль танкодесантных кораблей флот просто не располагал!

Как бы не были хороши танки, боевой техникой они становятся только после того, как ощутят под гусеницами твердую почву. До этого момента они являются лишь грудой железа с отрицательной плавучестью. Таким образом, их боевые возможности сильно зависят от того, насколько быстро удастся покинуть палубу десантного корабля. В свою очередь, эта скорость во многом зависит от конструкции и характеристик самого судна. По плану с болиндеров надлежало высадить 30 танков 1-го эшелона, другую технику и около 1000 морских пехотинцев! После высадки, вновь вернувшись в разряд причалов, суда должны были обеспечить разгрузку техники и личного состава с канонерских лодок, тральщиков и транспортов, которые сами не могли приблизиться к берегу из-за большой осадки. Хотя перед высадкой болиндеры отремонтировали это никак не могло отразиться на их скоростных качествах и живучести. И то и другое было равно нулю.

Справедливости ради нужно отметить, что и командование понимало зависимость успеха всей операции от возможности трех "плавучих чемоданов" подойти к берегу в назначенных пунктах. Система огневых точек противника, которая была полностью вскрыта советской разведкой, должна была быть подавлена мощной авиационной подготовкой и огнем корабельной артиллерии. Дезориентировать резервы противника планировалось демонстрационными действиями кораблей, а обезглавить его боевое управление - диверсантами-парашютистами. На пляж первыми высаживались с катеров 300 моряков штурмового отряда, и лишь по сигналу с катера командиры этой группы болиндеры должны были начать приближение к берегу. Шансы на успех этого плана были, особенно если учесть, что высадка осуществлялась ночью, а оборону береговой черты держали не немецкие части, а подразделение 10-й румынской пехотной дивизии.

Анализируя неудачные операции Великой Отечественной войны, не раз убеждаешься в том, что корни их неуспеха лежали не столько в самих замыслах, сколь в отсутствии запасных вариантов, даже теоретических возможностей что-либо скорректировать в условиях изменяющейся боевой обстановки. Еще более парадоксальным может показаться то, что в некоторых случаях изменяли и усугубляли обстановку не тяжелые реалии войны, а сами наши военачальники.

Так получилось и на этот раз. Хотя десантные войска были в общем готовы, операция в течение всего января откладывалась. Отсутствовал главный составляющий фактор ее успеха - прорыв на сухопутном фронте. Победоносного наступления, которого постоянно требовала Ставка, не было, и именно это заставило генерала Тюленева принять решение первым бросить в огонь десант.

В данном случае "перестановка слагаемых" (сухопутного прорыва и морского десанта) серьезно повлияла на сумму. Ведь даже очень хорошо подготовленные десантные части, ввиду отсутствия специальных кораблей, и, соответственно, техники не были предназначены для отражения серьезного, полномасштабного натиска на берегу.

Эта "случайность", возникшая в результате субъективного решения командующего фронтом, словно открыла дорогу широкому потоку объективных случайностей, всегда имеющих место на войне.

Днем 3 февраля началась посадка людей и техники. 563-й ОТБ грузился в Геленджике. Из-за отсутствия комендантской службы и соответствующей моменту неорганизованности посадка морских пехотинцев затянулась до вечера. Наконец, в 19.40, с опозданием на полчаса, 1-й эшелон десанта начал вытягиваться на внешний рейд. Здесь их встретило 2-3-бальное волнение, которое для этого времени года на Черном море является, фактически, минимальным, однако в плане оно почему-то предусмотрено не было!

Сразу же выяснилось, что мореходность целиком загруженных танками и грузовиками болиндеров значительно хуже, чем предполагалось. Тяжело осевшие на воде баржи обрывали буксирные концы, и для того, чтобы завести их вновь, требовалось до 40 мин! График операции трещал по швам, караван кораблей и судов растянулся. Вскоре стало ясно, что десант сможет достичь указанного района высадки никак не раньше чем на 1,5 ч позже назначенного, т.е. много позже артиллерийской и авиационной подготовки, демонстративных высадок, и т.д. Отдавая себе отчет в том, что это означает провал всей операции, командир сил высадки, капитан 1-го ранга Н.Е.Басистый запросил командующего операцией (комфлотом Октябрьский) сдвинуть время на соответствующий временной промежуток. Командующий не поддержал данного предложения, но из-за отвратительной организации связи в штабе отряда высадки об этом узнали лишь спустя 45 мин после "времени Ч" по старому варианту!

Таким образом, речь о внезапности просто не шла - первой ударила авиация, затем корабли (стреляли хоть и много - выпущено 2011 снарядов - но без корректировки). Только потом подошел десант. Первыми в 03.35 4 февраля к берегу рванулись шесть сторожевых катеров с морскими пехотинцами штурмового отряда. Пляж, казавшийся на протяжении 2,5 ч предыдущих обстрелов безжизненным сразу же осветился прожектором, ракетами, а затем и многочисленными трассами и разрывами. Огонь накрыли катера и вывели из строя два из них. Вскоре "СКА-051" взорвался. Указанные потери не только ослабили штурмовой отряд на треть (было высажено 200 вместо 300 человек), но и обезглавили передовой отряд катеров, т.к. находившийся на "СКА-051" командир отряда капитан 3-го ранга А.П.Иванов погиб.

Подать болиндерам сигнал о подходе стало некому, но несмотря на это им было приказано двигаться к берегу. Самые уязвимые суда десантных сил двинулись первыми и это предрешило не только их судьбу, но и судьбу танков десанта.

Спустя примерно 20-25 мин после начала высадки, в то время, как высаженные на заминированный берег моряки штурмового отряда под шквальным пулеметным и минометным огнем пытались овладеть первой линией румынских траншей, вражеский прожектор, расположенный на правом фланге высадки внезапно выхватил из темноты медленно ползущие к берегу баржи. Сразу .же на них обрушился шквал огня. Хотя на участке высадки противодесантная оборона и располагала 2-3 полевыми и одной тяжелой зенитной батареями, главным слагаемым огневой мощи обороняющихся являлись минометы. Уже первые попадания мин и снарядов нанесли тяжелейшие повреждения болиндеру "№ 2" и буксиру "Геленджик". Вскоре оба судна загорелись, потеряли ход и начали тонуть. В этот момент до берега оставалось еще 250-200 метров при довольно большой глубине. Находившемуся на борту личному составу - 350 морским пехотинцам и танкистам - не оставалось ничего иного, как прыгать в ледяную воду и пытаться достичь берега вплавь. Нужно ли напоминать, что все это происходило под ураганным огнем.



 
Оцените этот материал:
(15 голосов, среднее 4.93 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить