016.jpg
The Russian Battlefield
001.jpg
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Language

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU

Сейчас на сайте:
  • 32 гостей
  • 5 поисковых ботов


Танкетка Т-27

Печать
Share
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 20.09.2005 21:41
Последняя редакция 07.12.2010 19:49

Уже в ходе первой мировой войны, кроме тяжелых танков, предназначенных для прорыва оборонительных полос, появилась потребность в более легких, маневренных и быстроходных машинах, способных сопровождать пехоту и кавалерию при дальнейшем развитии операции прорыва уже в глубине прорванной обороны противника. Первыми образцами таких машин стали французский Renault FT-17 и английский Mk.A «Wippet». Однако кроме быстроходных и легких танков дальнего действия, появилась необходимость в малом сверхлегком танке для разведки и связи — «танкетке».

Одну из первых танкеток построил в 1924 году английский майор инженерных войск Дж. Мартель из запасных частей обычных гражданских машин в своей собственной мастерской. Это была одноместная, легко бронированная машина, вооруженная пулеметом и оснащенная маломощным автомобильным двигателем. На испытаниях она развила скорость до 24 км/ч.

Почти одновременно с Мартелем небольшую одноместную танкетку построил английский инженер Дж. Карден. Эта была машина, в которой водитель-стрелок размещался в положении лежа. Первые образцы имели слишком много недостатков и «детских болезней», в связи с чем они не строились серийно и на вооружение не принимались.

Учтя недостатки первых моделей, конструкторы начали работы над двухместными машинами, которые были построены, и поступили на испытания в 1927 году. Выбор двухместного варианта танкетки объяснялся сомнениями конструкторов и военных, сможет ли один человек сочетать в себе одновременно функции водителя, стрелка и наблюдателя.

Наиболее удачной оказалась двухместная танкетка, которая прошла через целый ряд усовершенствований и окончательно оформилась только к 1929 году как танкетка «Карден-Лойд» Мк IV. Выпускалась она заводом «Виккерс-Армстронг». Танкетки были очень популярны. «Карден-Лойд» Мк IV закупили шестнадцать стран мира, в том числе Польша, Италия, Чехословакия, Франция, Япония, Канада, Бельгия и Египет.

Во Франции в середине двадцатых годов уделялось мало внимания созданию танкеток. Однако очевидные успехи англичан в этом вопросе заставили активизироваться и французских инженеров. В 1929 году в государственных мастерских в Рейле была создана одноместная танкетка «Сабат». В обычных условиях эта одноместная машина перевозилась на грузовике или прицепе, а в бою передвигалась своим ходом, управляемая стрелком-водителем, который находился в положении лежа и при помощи ножных педалей и ручного газа управлял танкеткой.

При отсутствии вражеского огня водитель мог управлять танкеткой и сидя, пользуясь вторым комплектом педалей. Приобретение в Англии лицензии на производство танкеток «Карден-Лойд» определило новую тенденцию развития танкеток во Франции. Так, в 1933 году был изготовлен «танк снабжения» Рено UE, который затем превратили в типичную танкетку.

В итальянской армии состояла на вооружении танкетка, называемая малым танком C.V.29 (цифра «29» означает год принятия на вооружение машины). Эта машина активно применялась в Гражданской войне в Испании. В Польше был разработан и строился большой серией разведывательный танк ТК-3 (1931 г.), а затем, с 1934 года TKS. В Чехословакии фирмой «Шкода» выпускалась танкетка MU-4.

В России проект первой танкетки, названной «Щитоноска», был разработан в 1919 году инженером Максимовым. В машине, вооруженной одним станковым пулеметом, стрелок-водитель располагался в положении лежа.

Принятые в конце 20-х годов программные принципы постройки бронетехники предусматривали разработку и выпуск малого разведывательного танка (танкетки), предназначенной для совместных действий с танками Т-18, а также для разведки и связи.

В 1927–1930 годах КБ Всесоюзного Орудийно-Арсенального объединения ( ВОАО) на базе танка Т-16 (предшественник танка МС-1) были спроектированы танкетки Т-17, Т-21 (проект), Т-23 и Т-25 (проект). Т-23 предусматривалась в двух вариантах — безбашенном и с башней кругового вращения. Спроектированная затем танкетка Т-25 являлась вариантом дальнейшего развития танкетки Т-17.

Это были неплохие для своего времени машины, но для устранения их «детских болезней» перед запуском в серийное производство требовалось много времени, которого как всегда не было. В связи с этим было принято решение приобрести за рубежом лицензию на производство серийно выпускавшейся танкетки «Карден-Лойд» Мк VI.

В 1930 году СССР закупил в Англии танкетки «Карден-Лойд» Мк VI (приблезительно 26 штук), которые в Советском Союзе получили обозначение 25-В (или К-25), а также лицензию на их крупносерийное производство. По плану, в течении 1930–31 годах должны были быть построены 290 танкеток, а в дальнейшем их выпуск должен был составлять по 400 штук в год. Главным производителем был определен Автозавод № 2 ВАТО (Всесоюзное Авто-Тракторное Объединение) в Филях (с 1932 г.— Завод № 37 им. С. Орджоникидзе, который структурно входил в состав объединения «Спецмаштрест»).

Советские танкостроители не ограничились простым копированием английской машины. Перед началом крупносерийного выпуска инженеры КБ Завода № 37 (главный инженер Н.Козырев, ведущий инженер К.Сиркен) значительно переработали конструкцию танкетки. Были увеличены размеры корпуса, расширена колея, изменена ходовая часть.

Была сконструирована установка для пулемета и внесен еще целый ряд доработок и изменений. При внесении изменений в конструкцию учитывались взгляды Советских военных на ее боевое применение, географические и климатические условия нашей страны.

В связи с тем, что конструкция танкетки заметно изменилась, ей было присвоено новое обозначение «Т-27», и она была принята на вооружение РККА приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 года. Танкетка выпускалась сразу на нескольких заводах. Основным изготовителем стал завод № 37. Кроме того, танкетки выпускали завод «Большевик» в Ленинграде и только что построенный автомобильный завод в Нижнем Новгороде, ныне ГАЗ.

Корпус танкетки состоял из броневых катаных листов, соединявшихся заклепками и частично электросваркой. Для посадки экипажа на крыше имелось два прямоугольных люка, закрываемых изнутри крышками. Наблюдение за полем боя велось через смотровые щели, расположенные в верхнем лобовом и бортовых листах корпуса. Листы корпуса, по высоте до 400 мм от днища, соединялись с применением холщовых прокладок, чем обеспечивалась водонепроницаемость корпуса машины при преодолении брода. Танкетка была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ образца 1929 года. 28 магазинов для пулемета располагались на стеллажах, установленных в патронных коробках, и подавались для заряжания специальным тросовым механизмом. Средства внешней и внутренней связи отсутствовали; связь между отдельными машинами в подразделении поддерживалась с помощью сигнальных флажков, что было типичным Советских танков того времени.

На машине маховиком вперед устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-АА (Форд-АА) мощностью 40 л.с. при 220 об.мин. Экипаж состоял из двух человек: командира-стрелка и механика-водителя.


 
Оцените этот материал:
(5 голосов, среднее 3.40 из 5)

Добавьте ваш отзыв:

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить