Бронетехника Бронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи. /experimental-vehicles/ Fri, 15 May 2015 14:38:26 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru ТТХ экспериментальных и единичных машин /experimental-afv-specs.html /experimental-afv-specs.html Обозначение Название Масса, кг Экипаж Габариты, м Клиренс, м Вооружение Боезапас Скорость Препятствия Уд. давл. на грунт, кг/см2 Запас хода, км Двигатель Радио Переговорное устр-во Шоссе, км/ч Вне дорог1, км/ч подъем, град. крен, град. траншея, м верт. стенка, м брод, м индекс тип число цилиндров мощность, л.с. ППГ легкая танкетка 1 730 2 2,5x1,72x0,86 0,3 2 x 7,62-мм ДТ 1575 18 ? 35° ? 1 0,4 ? ? ? ПМЗ бензиновый 2 16 нет нет Т-19 основной танк 8 050 3 4,5х2,2х2,3 0,33 1 х 37-мм Гочкиса или 37-мм ПС-1,
2 x 7,62-мм ДТ 37-мм: 98,
7,62-мм: 3500 27 ? 45° ? 2 0,62 1,2 0,362 192 - бензиновый 6 100 нет нет Т-20 легкий танк 5 800 2 4,5х2,2х1,8 0,31 1 х 37-мм Гочкиса или 37-мм ПС-1,
1 x 7,62-мм ДТ 37-мм: 160,
7,62-мм: ? 22,8 ? ? ? 1,7 0,59 1 0,383 180 Специальный танковый А.Микулина бензиновый 4 57 нет нет A-20 средний колесно-гусеничный танк 17 800 4 5,76x2,65x2,35 0,41 45-мм орудие обр.1932,
1 x 7,62-мм спаренный,
1 x 7,62-мм курсовой 45-мм: 152,
7,62-мм: 2709 74,7 39 40° 34° 3,5 1,2 1,4 0,618 400 В-2 дизельный 12 450 71-TK-3 ТПУ-2 A-32 средний колесно-гусеничный танк 19 100 4 5,76x2,73x2,35 0,4 45-мм орудие обр.1932,
1 x 7,62-мм спаренный,
1 x 7,62-мм курсовой 45-мм: 72,
7,62-мм: 1638 74,7 32 ? ? ? ? ? ? ? В-2 дизельный 12 450 ? ? T-43 средний танк 30 500 4 5,92x3x2,4 0,45 76,2-мм Ф-34 орудие,
1 x 7,62-мм спаренный,
1 x 7,62-мм курсовой 76,2-мм: 98,
7,62-мм: 2770 48 20 ? ? ? ? ? ? 320 В-2-34 дизельный 12 500 ? ? СМК тяжелый танк 55 000 7 8,75x3,4x3,25 0,5 7,62-мм Л-10 орудие,
45-мм орудие обр.1932,
2 x 7,62-мм ДТ спаренный,
1 x 7,62-мм ДТ ворош.,
1 x 7,62-мм ДТ зен. 76,2-мм: 113,
45-мм: 300,
7,62-мм: 5733 35,5 15,5 37° 30° 4 1,1 1,7 0,66 230 AM-34 бензиновый 12 850 71-TK-3 ТПУ-6а T-100 тяжелый танк 58 000 8 8,49x3,4x3,43 0,525 76,2-мм Л-10 орудие,
45-мм орудие обр.1932,
2 x 7,62-мм ДТ спаренный,
1 x 7,62-мм ДТ курсовой 76,2-мм: 120,
45-мм: 393,
7,62-мм: 4284 35,7 14 42° 25° 4 1,3 1,25 0,68 120 ГАМ-34 бензиновый 12 850 71-TK-3 ТПУ-6 КВ-1 обр.1939 тяжелый танк 44 000 4 7,02x3,34x2,67 0,42 76,2-мм L-11 орудие,
1 x 7,62-мм ДТ спаренный,
1 x 7,62-мм ДТ курсовой,
1 x 7,62-мм ДТ ворош. 76,2-мм: 116,
7,62-мм: 2583 32 10,2 36° 30° 2,7 1,2 2 0,79 180 В-2 дизельный 12 500 71-TK ТП-2-4 КВ-2 обр.1940 тяжелый штурмовой танк 54 000 6 7,02x3,34x3,45 0,395 152,4-мм M-10T орудие,
1 x 7,62-мм ДТ спаренный,
1 x 7,62-мм ДТ курсовой,
1 x 7,62-мм ДТ ворош. 152,4-мм: 36,
7,62-мм: 3402 32 10,2 36° 30° 2,7 1,2 2 0,85 145 В-2 дизельный 12 500 71-TK ТПУ-2 СУ-14Бр2 тяжелое самоходное орудие 50 000 7 10x3,37x3,56 0,45 152,4-мм Бр-2 гаубица,
4 x 7,62-мм ДТ 152,4-мм: 88,
7,62-мм: 2835 15 10-12 30° 20° 3,8 0,9 1,5 0,73 100 M-17Ф бензиновый 12 700 71-TK-3 ТПУ-3 СУ-100Y тяжелое самоходное орудие 64 000 6 10,9x3,4x3,29 0,455 130-мм 1-Б-13 орудие,
3 x 7,62-мм ДТ 130-мм: 30,
7,62-мм: 1800 32 12 42° 25° 4 1,3 1,25 0,75 120 ГАМ-34-БС бензиновый 12 890 71-TK-3 ТПУ-6 СУ-101 самоходная артустановка 34 000 4 6,1x3x2,1 0,4 1 x 100мм (Д-10С),
1 х 12,7мм ДШК зенитный
1 x 7,62мм ДТ спареный ? 50 25 35° 25° 2,5 0,73 1,3 0,85 350 В-2-34 дизельный 12 500 9РМ или
9РС ТПУ-3БисФ ТГ мощный средний танк 25 000 5 6,5x2,81x3,04 0,5 1 x 37-мм ГС,
1 х 76-мм ПС-3
3 х 7,62-мм Максим
2 x 7,62мм ДТ 37-мм: 80
76-мм: 50
7.62-мм: 7000 35 25 35-40° ? 3 1 1,2 0,5 250 М-6 бензиновый 8 500 нет нет

СОКРАЩЕНИЯ:
спаренный - пулемет спаренный с орудием;
курсовой - курсовой (или лобовой) пулемет;
ворош. - "ворошиловский", т.е. пулемет заднего расположения;
зен. - зенитный пулемет.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1 среднестатистическая скорость.

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Экспериментальные машины Thu, 05 Nov 2009 21:17:14 +0000
НИ-1 "На испуг" /ni1-na-ispug.html /ni1-na-ispug.html В дни героической обороны Одессы (5 августа - 16 октября 1941г.) защитники города остро нуждались в танках, а имели лишь несколько десятков легких БТ-5, БТ-7, Т-26, малых Т-37. Многократно ремонтированные, они перебрасывались с одного участка обороны на другой. Тогда и родилась идея постройки "суррогата" на базе трактора СТЗ-НАТИ...

]]>
Экспериментальные машины Thu, 22 Oct 2009 18:25:57 +0000
Мощный средний танк ТГ /tank-grotte.html /tank-grotte.html Создание мощного среднего танка, как альтернативы маневренному Т-24, началось в 1930 году под руководством немецкого инженера Эдварда Гроте, который прибыл в СССР по приглашению членов комиссии, посетившей Германию в конце 1929 - начале 1930 гг. По прибытии в СССР Э.Гроте приступил к работе в конструкторском бюро авиамоторного отдела АВО-5 завода "Большевик", на котором в том же 1930 году было организовано изготовление опытного образца танка ТГ (Танк Гроте).

Мощный средний танк ТГ должен был иметь следующие тактико-технические характеристики (ТТХ): боевая масса 20 т, максимальная скорость движения 40 км/ч, средняя скорость - 25 км/ч, броня 15, 20 и 30 мм, вооружение: 1 - 76-мм пушка, 1 - 37-мм пушка, 4-5 пулеметов, двигатель воздушного охлаждения мощностью 240 л.с. (176,5 кВт). На танке предполагалось установить специальный танковый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения конструкции Э.Гроте. ОГПУ и НКВМ было предложено форсировать работу по изготовлению и испытанию танка ТГ, считая эту работу важнейшей задачей в области изготовления опытных образцов танков на 1931 год. Предполагалось для освоения производства машины в 1931 году изготовить первую серию в количестве 50-75 танков, а до окончания изготовления и испытания опытного образца ТГ допустить к производству танк Т-24. Серийное производство танков ТГ планировалось организовать на ХПЗ после изготовления 80 танков Т-24 и снятия его с производства. То есть, Т-24 рассматривался как временная мера. Всего к 1932 году планировалось выпустить 2000 танков ТГ.

В конце 1930 года в Англии побывал начальник КБ №3 ВОАО С.А.Гинзбург, который на фирме "Виккерс" в разговоре с английскими конструкторами узнал о новом английском 16-тонном танке А6 (Mk-III). В ходе беседы с ними он уточнил его основные технические характеристики и конструктивные особенности компоновки. Приехав в СССР, С.А.Гинзбург представил подробный отчет о конструкции новой машины, которая заинтересовала командование РККА, тем более, что английский танк наиболее полно отвечал требованиям принятой "Системы Танко-Тракторо-Авто-Броне-Вооружения РККА" и по своим боевым характеристикам и конструкции выгодно отличался от танка ТГ.

Тем временем на заводе "Большевик" продолжались работы по постройке опытного образца ТГ. Постановлением Комиссии Обороны (КО) от 9.02.1931 г. №2 был установлен следующий порядок постройки этой машины. Общее административное руководство осуществлял Медведь (ОГПУ), начальником бюро был назначен К.К.Сиркен, зам. начальника бюро по производственной части - Н.В.Барыков, зам. начальника бюро по конструкторской части - военный представитель УММ на заводе А.Воробьев. Опытный образец танка ТГ был изготовлен заводом летом 1931 года. Особенностями конструкции и компоновки танка являлись трехъярусное размещение вооружения, удлиненный до 7,5 метров броневой корпус, смещенная к корме башня, высокая подбашенная коробка, экранированная ходовая часть с высоким гусеничным обводом, наличие смотровой башенки со стробоскопом, пневматические приводы управления агрегатами трансмиссии.

Танк был вооружен 76,2-мм пушкой конструкции Гроте-Сячентова с щелевым дульным тормозом и клиновым затвором, а также тремя 7,62-мм пулеметами Максим в шаровых установках. Указанное вооружение размещалось в подбашенной коробке и составляло второй ярус вооружения. Углы наведения пушки по горизонту составляли ±10° и по вертикали от -8° до +12°. Первый ярус вооружения составляли два пулемета ДТ, размещенные в шаровых установках в бортовых листах корпуса в отделении управления и имевшие ограниченные углы наведения.

Третий ярус вооружения включал в себя 37-мм пушку ПС-1 конструкции П.Н.Сячентова, размещенную во вращающейся башне на подбашенной коробке. Стрельба из пушки была возможна как по наземным, так и по низколетящим воздушным целям, поскольку углы вертикального наведения составляли от -12° до +30°. В боекомплект танка входили 50 выстрелов к 76,2-мм пушке, 80 выстрелов к 37-мм пушке и 7000 патронов к пулеметам.

Сложнее всего выбирать подарки на свадьбу, потому что с одной стороны надо подарить что-то очень хорошее, с другой - полезное, а с третьей - в собственный бюджет уложиться.


Экипаж танка состоял из пяти человек: механика-водителя, командира (он же наводчик 37-мм пушки), пулеметчика, наводчика и заряжающего 76,2-мм пушки. Для наблюдения за полем боя и управления движением танка механик-водитель имел три окна со специальными смотровыми щелями, командир танка - стробоскоп, установленный на крыше башни. Посадка экипажа в машину и выход из неё осуществлялся через два овальных люка, расположенных в крыше отделения управления.

Противопульная броневая защита была выполнена из броневых катаных листов толщиной 8, 13, 16, 20 и 30 миллиметров, соединенных между собой при помощи сварки. В кормовой части корпуса машины продольно устанавливался карбюраторный двигатель М-6, задросселированный до мощности 250 л.с. (184 кВт), поскольку оригинальный двигатель конструкции Э.Гроте к началу испытаний так и не был изготовлен. Трансмиссия включала многодисковый главный фрикцион сухого трения, шестиступенчатую механическую коробку передач с шестернями шевронного зацепления и механизмом полного реверса, два бортовых фрикциона, два однорядных бортовых редуктора, размещенных внутри ведущих колес.

Подвеска танка - индивидуальная, пружинная. В состав гусеничного движителя входили направляющие колеса, десять опорных катков большого диаметра с шинами типа "Эластик", шесть поддерживающих катков (четыре среднего диаметра с наружной амортизацией и два малого диаметра), ведущие колеса заднего расположения с зубовым зацеплением с гусеницами по типу цепи Галля. Все опорные катки имели остановочные тормоза, предназначенные для экстренной остановки танка при обрыве и спадании гусеницы.

Танк массой 25 тонн развивал максимальную скорость по шоссе до 35 км/ч и имел запас хода при движении по грунтовым дорогам до 150 км.

С 27 июня по 1 октября 1931 года танк ТГ прошел ходовые испытания, во время которых показал низкую надежность работы трансмиссии, ходовой части и приводов управления. По результатам испытаний в октябре 1931 года была создана специальная комиссия в составе представителей УММ и ВОАО для более детального изучения танка ТГ. По завершении своей работы комиссия приняла решение считать танк чисто экспериментальной машиной, на которой должны быть испытаны все новейшие узлы и механизмы. Все выявленные в ходе испытаний недостатки должны были быть устранены, однако, несмотря на устранение выявленных недостатков, танк не будет принят для серийного производства. Дальнейшие работы над танком ТГ были прекращены, кроме того, было принято решение отказаться от услуг Э.Гроте. Несколько позже, в августе 1933 года Э.Гроте было предложено покинуть СССР. Тем не менее, в ходе работ по танку ТГ отечественными конструкторами был приобретен богатый опыт по конструированию машин такого класса.

Источники: М.Павлов, И.Павлов, И.Желтов "Советские средние танки довоенного периода", Армада №7, 2000;
М.Коломиец, И.Мощанский "Многобашенные танки РККА", Фронтовая иллюстрация №5, 2000

{phocagallery view=category|categoryid=47|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=8|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

]]>
1@2.ru (Евгений Болдырев) Экспериментальные машины Tue, 20 Sep 2005 19:02:24 +0000
Средний танк Т-43 /t43.html /t43.html {phocagallery view=category|categoryid=40|imagerandom=0|detail=5|limitstart=7|limitcount=2|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

Уже к середине войны было ясно, что Красной Армии требуется новый средний танк. Проектирование такого танка, получившего название Т-43, завершили к июню 1943 года. Главное требование военных, обеспечить максимум защиты при минимальном увеличении массы, было выполнено. Его корпус, унаследовавший конфигурацию Т-34, уже имел круговое 75-мм бронирование.

Толщину лобовой части башни, в которой была установлена 76,2-мм танковая пушка Ф-34, довели до 90 мм (против 45 мм у Т-34). А вот длину моторно-трансмиссионного отделения сократить не удалось, в результате чего боевое отделение получилось меньше.

Поэтому, чтобы обеспечить экипажу необходимое внутреннее пространство, конструкторы применили торсионную подвеску, более компактную, чем свечная с вертикальными пружинами, как на танках БТ и Т-34.

Превосходя Т-34 по бронезащите и не уступая по вооружению тяжелому танку КВ-1 и КВ-1с, средний танк Т-43 однако, приблизился к тяжелым танкам по удельному давлению на грунт, что отрицательно сказалось на проходимости и запасе хода.

Но хуже всего было то, что его конструкция вышла предельной, исключающей дальнейшую модернизацию. И когда серийную "тридцатьчетверку" оснастили 85-мм пушкой, нужда в Т-43 временно отпала, хотя именно башня от Т-43 с небольшими изменениями была использована для танка Т-34-85, поэтому опыт работы над ним не пропал даром. К тому же испытательный пробег Т-43 на 3 тыс. км. наглядно доказал правильность выбора для среднего танка торсионной подвески и бесперспективность поэтапного изменения традиционной компоновки. Стало ясно, что нужна принципиально иная машина. Именно ее и начали проектировать в КБ Морозова.

Источники: С.Грянкин "Т-44", историческая серия "Танкомастера"
"Soviet tanks in combat 1941-1945. The T-28, T-34, T-34-85 and T-44", Concord publications company

Для того, чтобы не ошибиться при инвестировании или купле-продаже предприятия или компании, следует провести оценку бизнеса с целью определения стоимости пассивов и активов компании.

]]>
1@2.ru (Евгений Болдырев) Экспериментальные машины Tue, 20 Sep 2005 18:55:09 +0000
Легкий плавающий танк Т-41 /t41.html /t41.html Работы по проектированию нового образца отечественного плавающего танка начались в феврале-марте 1932 года, когда еще полным ходом шли работы по танку Т-33. В докладе "О ходе работ по проектированию новых типов танков", направленном руководством УММ РККА в Совет труда и обороны СССР в апреле 1932 года, об этом сказано следующее:

"Танкетки. В валовом производстве находится Т-27. Ведутся работы по изготовлению опытных образцов танкетки с вооружением в башне. Первый образец, под шифром Т-41, изготавливаемый заводом ВАТО в Москве, будет готов в мае сего года. Другой образец, под шифром Т-37, изготавливаемый на машиностроительном заводе имени Ворошилова, будет выпущен в июне сего года. Оба танка будут обладать плавучестью и разница их состоит в том, что Т-41 имеет мотор Форд-АА, расположенный по осевой центральной линии машины, в то время как Т-37 имеет одностороннее расположение мотора по типу амфибии Карден-Лойд. В этом случае стандартный задний мост автомобиля Форд-АА изменяется."
(РГВА, Ф.31811, Оп.3, Д.77, Л.42).

Танк Т-41, спроектированный под руководством Н. Козырева на 2-м заводе Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО) в Москве, поступил на испытания в начале июля 1932 года. Танк имел клепано-сварной корпус, собранный на металлических уголках. Для герметизации стыков между броневыми листами в нижней части корпуса устанавливались резиновые прокладки. На крыше корпуса, на шариковом погоне, устанавливалась башня, смещенная к правому борту. Ее поворот осуществлялся вручную при помощи специальных рукояток. Вооружение Т-41 состояло из 7,62-мм пулемета ДТ, установленного в полукруглом вращающемся броневом щитке в лобовом листе башни. Для крепления пулемета в основании щитка имелся специальный хомут. Такая установка оказалась довольно громоздкой и сложной, а углы обстрела пулемета (без поворота башни) составляли всего 33 градуса по горизонту и 24 градуса по вертикали.

Автомобильный карбюраторный двигатель Форд-АА мощностью 40 л.с. располагался продольно вдоль центральной оси машины. Он позволял танку развивать скорость по шоссе до 35 км/ч. Бензобак на 120 литров размещался слева в кормовой части корпуса. Подача горючего осуществлялась самотеком. Запас хода танка по шоссе составлял 150 км.

Трансмиссия состояла из обычного автомобильного сцепления от грузовика Форд-АА, главной передачи "фордовского" дифференциала и коробки перемены передач, карданного вала и привода водоходного движителя. Последний состоял из жесткой зубчатой муфты, соединяющей вал гребного винта с коленчатым валом двигателя и механизма реверсирования. Причем конструкция муфты была такова, что для отключения винта требовалась остановка танка и выключение двигателя.

На плаву Т-41 передвигался при помощи двухлопастного гребного винта и плоского руля. При передвижении лопастей винта механизмом реверсирования при движении на воде танк мог двигаться передним и задним ходом. Скорость на плаву достигала 3-3,5 км/ч.

 


 

Ходовая часть Т-41 была почти такой же, как у танка Т-33 и амфибии Vickers-Carden-Loyd, а гусеница - мелкозвенчатая, по типу танкетки Т-27. Боевая масса танка с экипажем из двух человек (механик-водитель и командир) составляла 3,5 т.

После заводских пробегов и устранения выявленных недостатков, машину передали в Кубинку для прохождения испытаний, которые длились достаточно долго - с 2 августа по 29 сентября 1932 года. Такие длительные сроки были связаны с "длительными перерывами из-за ряда дефектов, поломок, произошедших при испытаниях, а также по другим обстоятельствам (отрыв работников, переброска машины на демонстрации и т.д.)" (РГАЭ, Ф.43014, Оп.1, Д.44, Л.4).

В заключении отчета об испытании танка Т-41 было сказано следующее:

"1. Машина Т-41, конструкции, представленной на испытания, имеет:
а). Большие поверхности обстрелу, расположение листов и швов, обеспечивающих большую вероятность попаданий пуль и разрушения брони;
б). Значительный боевой вес при недостаточной мощности мотора, снижающий тактические свойства танка;
в) Плохую проходимость, преодолеваемость препятствий и управляемость, как на суше, так и на воде;
г). Недостаточную конструктивную проработку ряда деталей (крепление рессор, отсутствие упорного подшипника гребного вала и др.);
2. Считать, что в данном виде машина как боевая использована быть не может. Направлению на войсковые испытания не подлежит"
(РГАЭ, Ф.43014, Оп.1, Д.44, Л.28)

Учитывая результаты испытаний опытного образца Т-41, в КБ 2-го завода ВАТО разработали второй вариант этого танка. Изменения коснулись главным образом корпуса (он стал более низким и несколько иной формы), смотровых приборов механика-водителя, привода гребного винта и самого винта, а также руля. Это позволило снизить массу танка до 2,95 тонн, но существенных улучшений боевых качеств добиться не удалось. В первой половине 1933 года было построено 12 танков Т-41 "с измененной конструкцией корпуса", которые именовались в документах как "Т-41 серийный".

7 ноября 1932 года танки Т-41 участвовали в военном параде на Красной площади, а затем были переданы в танковые части в качестве учебных машин. Некоторые из них эксплуатировались вплоть до 1939 года. Один серийный Т-41 летом 1945 года имелся в составе воздушно-десантных частей Московского военного округа. Эта машина использовалась для отработки вопросов доставки танков по воздуху посадочным способом. Данных о боевом применении танков Т-41 пока не обнаружено.

Источники: "Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40", Фронтовая Иллюстрация №3, 2003

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Экспериментальные машины Tue, 20 Sep 2005 18:54:06 +0000
Экспериментальный танк Т-34М /t34m.html /t34m.html {phocagallery view=category|categoryid=40|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=2|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

В январе 1941 года Комитет Обороны при СНК СССР одобрил проект Т-34М (А-43), а в марте приступили к изготовлению двух эталонных образцов танка.

Новая машина обещала превзойти "тридцатьчетверку" по всем параметрам, однако именно воплощенные в ней конструктивные новинки отрицательно сказались на ее судьбе.

Для А-43 спроектировали новый двигатель В-5 мощностью 600 л.с. Необычным было размещение двигателя поперек корпуса. На некоторых легких танках подобная компоновка применялась, но при небольших, маломощных моторах она не давала ощутимых преимуществ. Другое дело длинный и сравнительно узкий, мощный 12-цилиндровый дизель. Развернув его на 90°, удавалось не только уменьшить длину машины, но и увеличить боекомплект.

Новую коробку передач разрабатывать не стали, а в паре со старой 4-скоростной, установили демультипликатор. В результате у А-43 появилась возможность двигаться на восьми скоростях вперед и двух - назад. Свечная подвеска типа Кристи, перекочевавшая на Т-34 с БТ, уступила место торсионной. Клиренс увеличили на 50 мм.

А-43 получил штампованную башню с командирской башенкой и двумя круглыми посадочными люками, спроектированную ранее для А-41. Радиостанцию перенесли в корпус, что позволило увеличить боекомплект пушки с 77 до 100 выстрелов, а боекомплект пулеметов - с 46 до 72 дисков.

Башню с толщиной стенок 45 мм разработали на Мариупольском металлургическом заводе под руководством В.С.Ниценко. В мае 1941 года завод не только изготовил первые 5 башен для Т-34М, но и подготовил их массовое производство (при эвакуации осенью 1941 года из Мариуполя вывезли 50 почти законченных башен). Примерно в это же время здесь начали выпуск литых башен для танка Т-34 с толщиной стенок 52 мм.

В итоге новая машина оказалась на 987 кг легче Т-34, но удельное давление на грунт несколько возросло, так как ширина гусениц была уменьшена на 100 мм.

Отражением всех споров по поводу Т-34 и Т-34М стало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О производстве танков Т-34 в 1941 году", принятое 5 мая 1941 года. Судя по всему, речь в этом документе идет о Т-34М, к серийному производству которого почти все уже было готово. К 17 апреля на ХПЗ изготовили три бронекорпуса, к концу месяца с ХТЗ поступили на сборку торсионы, катки и другие элементы ходовой части. Однако двигатель В-5, предназначавшийся для этого танка, так и не был готов ни к 1 Мая, ни к началу войны...

Источники:
"О производстве танков Т-34 в 1941 году", АП РФ. Ф.93. Коллекция документов
Бронеколлекция №3, 1999
И.Шмелев "Танк Т-34", Техника и вооружение №11-12, 1998

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Экспериментальные машины Tue, 20 Sep 2005 18:14:10 +0000
Экспериментальный танк Т-34-100 /t34-100.html /t34-100.html Танк Т-34 несколько раз модернизировался с учетом боевого опыта. Некоторые из этих модификаций были приняты на вооружение, остальные нет. Но резервы, заложенные в конструкцию базовой модели при этом неумолимо таяли. Это особенно сказывалось при попытках установить на Т-34 более мощное вооружение. Для установки 85-мм орудия уже пришлось разрабатывать новую башню. Но особо это проявилось при попытке установить на танк 100-мм орудие. Задание на установку такого орудия было выдано в июле 1944 года сразу двум КБ: ОКБ №9 и КБ завода №183. Несмотря на огромные технические трудности (стандартного башенного погона явно нехватало, а установка увеличенного погона 1850 мм от ИС-2 не представлялась возможной), КБ №92 под руководством А.Савина удалось решить эту задачу. Они предложили установить 100-мм орудие ЗИС-100, созданное на базе 85-мм орудия ЗИС-С-85.

Существовало как минимум два прототипа: Т-34-100 со штатной башней Т-34-85 и Т-34-100 с большой башней, для установки которой пришлось даже немного переконструировать корпус, в частности увеличить погон башни до 1700 мм и ликвидировать курсовой пулемет. Полигонные испытания танка окончились неудовлетворительно из-за большой реакции отдачи на ходовую часть при стрельбе.

Кроме того, на танк с большой башней устанавливалось 100-мм орудие Д-10-34.

В феврале-марте 1945 года этот танк проходил испытания на Гороховецком и Свердловском полигонах. Испытания выявили низкую кучность стрельбы и одновременно большую нагрузку на трансмиссию и ходовую часть танка. Тем не менее, машина была одобрена военными, перед которыми маячил призрак немецкой 88-мм противотанковой пушки. Поэтому работы над перевооружением Т-34-85 были продолжены. Однако все попытки улучшить кучность и уменьшить реакцию отдачи окончились неудачей.

Следующей была попытка установки 100-мм орудия ЛБ-1, созданного конструкторами КБ №92 и СпецКБ. Орудие, обладавшее пониженной отдачей, установили в Т-34-100 с большой башней. Проведенные испытания показали хорошую кучность и небольшую нагрузку на ходовую часть. По результатам испытаний, Т-34-100 с орудием ЛБ-1 было рекомендовано к принятию на вооружение, однако время Т-34 уже прошло безвозвратно, ибо в марте 1945 года на испытания вышел прототип танка Т-54, вооруженного 100-мм пушкой и превосходившего Т-34-100 по всем параметрам. Поэтому все дальнейшие работы с перевооружением Т-34 были свернуты.

Источники: "Отчет по испытаниям Т-34 со 100-мм орудиями", НКТП, 1945;
"Артиллерийское вооружение советских танков 1940-1945", Армада, 1999;
И.П.Шмелев "Т-34", Техника и Вооружение №11-12, 1998;
"Бронеколлекция" #3,4 1999.

{phocagallery view=category|categoryid=40|imagerandom=0|detail=5|limitstart=2|limitcount=5|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Экспериментальные машины Tue, 20 Sep 2005 17:55:11 +0000
Легкий плавающий танк Т-33 /t33.html /t33.html Проектирование легких плавающих танков в Советском Союзе началось осенью 1931 года, когда УММ РККА получило информацию об испытании в Великобритании амфибии "Vickers-Carden-Loyd amphibious tank" или просто VCL, разработанной в конце 1930 года фирмой Vickers Armstrong. Его прототип, изготовленный к началу апреля 1940 года, прошел успешные испытания на реке Темза близ Челси.

В СССР работы поручили Опытно-конструкторскому отделу (ОКМО) завода "Большевик" под руководством С. Гинзбурга, причем никакими сведениями об английской машине, кроме фотографий и общих тактико-технических характеристик, советские инженеры не располагали. Базой для проектирования первого советского плавающего танка послужил "легкий трактор-тягач Карден-Лойд грузоподъемностью до 3-х тонн" (три таких машины были закуплены у фирмы Vickers еще в 1930 году). Следует сказать, что этот трактор изначально разрабатывался англичанами гражданских нужд и не предназначался для использования в военных целях. Тем не менее, советские конструкторы использовали ходовую часть и компоновку трактора (с расположением двигателя вдоль правого борта). Сделано это было не случайно - на приводимых в иностранной печати фотографиях амфибии VCL было хорошо видно, что и на английской машине использовалась ходовая часть по типу легкого трактора.

Среди стран, заинтересовавшихся амфибией VCL, был и Советский Союз. Получив информацию об испытаниях нового английского плавающего танка, руководство Управления механизации и моторизации РККА 5 февраля 1932 года заказало фирме Vickers через представителей советской внешнеторговой фирмы Arcos Ltd (All Russian Cooperative Society Limited) восемь амфибий VCL. В июне 1932 года были отправлены в СССР первые из заказанных танков, а последние машины прибыли 22 октября того же года.

Прибывшие амфибии прошли испытания на НИИБТ полигоне под Москвой, а также были отправлены на заводы и в танковые части для изучения. Английская модель VCL имела клепаный корытообразный корпус и башню с пулеметом, заимствованную у 6-тонного Vickers Model А. Плавучесть машины обеспечивалась за счет водоизмещения корпуса и установленных вдоль его бортов массивных поплавков из бальзы. Танк имел блокированную подвеску, состоящую из двух двухкатковых тележек (на борт). В качестве упругого элемента использовались четвертьэллиптические листовые рессоры. Ведущие колеса располагались впереди, а в качестве направляющих колес использовались вторые катки задних тележек (следует отметить, что конструкция ходовой части во многом была заимствована у легкого 3-тонного трактора, разработанного фирмой Vickers еще в 1929 году). На VCL устанавливался карбюраторный 90-сильный двигатель Meadows EST, позволявший 2,75-тонной машине развивать скорость до 50 км/ч на суше и до 9 км/ч на плаву. Движение на плаву осуществлялось при помощи гребного винта и кольцевого руля. Двигатель с радиатором и четырехскоростной коробкой перемены передач были размещены в корпусе справа, а слева находилась рубка механика-водителя и башня.

В Англии, после окончания испытаний опытного образца VCL, в его конструкцию был внесен ряд изменений, и в сентябре 1931 года фирма Vickers Armstrong по заказу британской армии изготовила два танка, получивших обозначения А4Е11 и А4Е12, различавшиеся между собой конструкцией гребных винтов и рулей. Однако английское военное министерство не проявило большого интереса к плавающим машинам, ограничившись закупкой двух вышеупомянутых образцов. Поэтому фирма Vickers проводила активную рекламу своей плавающей машине, фото которой часто мелькали в военных журналах и газетах того времени. Как и в случае с 6-тонным танком Vickers Model А, фирма рассчитывала на зарубежные заказы из стран "второго мира". Надежды руководителей фирмы Vickers Armstrong оправдались, правда, объем закупок был значительно меньше, чем в случае с 6-тонным танком Vickers. 29 амфибий закупил Китай, по два танка приобрели Голландия и Сиам (ныне - Таиланд). Один плавающий VCL был отправлен для испытаний в Финляндию, военные которой проявили интерес к танку-амфибии. Но после всесторонних испытаний финны отказались от закупки машины и ее вернули Великобританию.


Советский опытный образец нового танка, первоначально проходившего под обозначением "Селезень", а затем получившего индекс Т-33, был готов двумя годами позже, весной 1933 года. В связи с тем, что С. Гинзбург в составе советской закупочной комиссии убыл в Италию, для приобретения образцов бронетанковой и автотракторной техники, завершение работ по проектированию и постройке Т-33 шло под руководством М. Зигеля. В конце марта 1932 года опытный образец танка был изготовлен на заводе "Большевик" и вышел на испытания.

Внешне Т-33 во многом походил на английский VCL. Корпус танка был изготовлен из обычной (неброневой) стали толщиной 4-9 мм. Как и у VCL, для повышения плавучести Т-33 вдоль бортов устанавливались деревянные коробообразные поплавки, обитые жестью. Изнутри, для облегчения конструкции, поплавки заполнялись легкой пробкой. Двигатель АМО-3 мощностью 63 л.с. вместе с радиатором устанавливался в корпусе справа, а трансмиссия (главный фрикцион, коробка перемены передач от автомобиля АМО-3 и бортовые фрикционы) - в передней части корпуса. Экипаж танка состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Они располагались слева, один за другим. Вооружение Т-33 - один 7,62-мм пулемет ДТ, который устанавливался в башне, вращение которой осуществлялось вручную. Для наблюдения за полем боя на башне устанавливался откидной колпак со смотровыми щелями. Ходовая часть машины была изготовлена по образу и подобию английского VCL. Движение на плаву осуществлялось при помощи трехлопастного винта и руля. В ходе заводских пробегов 3-тонный Т-33 показал на суше скорость до 42 км/ч и до 4 км/ч на плаву.

В начале апреля 1932 года новый танк был продемонстрирован представителям командования РККА. В своем докладе, датированном 15 апреля 1932 года, один из представителей УММ РККА на заводе "Большевик" сообщал об этом следующее:

"Изготовлен первый опытный образец плавучего сверхлегкого танка типа амфибии Карден-Лойд с применением мотора АМО-3 и ходовой части трактора Карден-Лойд. Танк прошел предварительные испытания и был продемонстрирован замнаркома тов. Тухачевскому 10 апреля сего года на Неве, причем показал способность надежно плавать даже в условиях быстрого течения. Скорость 2-3 км/ч при движении против течения. После подбора соответствующего винта скорость предполагается увеличить до 7-8 км/ч"
(РГВА, Ф.31811, Оп.3, Д.77, Л.45).

На М. Тухачевского показ амфибии, уверенно маневрирующей среди плывущих по Неве льдин, произвел очень благоприятное впечатление. Несколько дней спустя, отправляя телеграмму с различными указаниями советской закупочной комиссии в Италию, Тухачевский написал: "Передайте Гинзбургу, что его "утка" плавает и весьма успешно. Результаты испытаний самые благоприятные" (РГВА, Ф.31811, Оп.3, Д.143, Л.222). Но, несмотря на лестные отзывы Тухачевского и других руководителей Красной Армии, у танка Т-33 оказалось большое количество недостатков и недоработок. Для принятия на вооружение армии эта машина не годилась. Однако опыт по созданию первого отечественного плавающего танка был использован при создании последующих советских амфибий.

В заключение хочется обратить внимание читателя на то, что первые амфибии VCL прибыли в СССР уже тогда, когда были изготовлены и проходили испытания опытные образцы советских плавающих танков Т-33, то есть говорить, что советский танк являлся копией английского нельзя. Схожесть же советского Т-33 и английского VCL объясняется общими родственными корнями, шедшими от английской фирмы Vickers Armstrong.

Источники: "Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40", Фронтовая Иллюстрация №3, 2003.

]]>
1@2.ru (Евгений Болдырев) Экспериментальные машины Tue, 20 Sep 2005 17:53:48 +0000
Танкетки Т-21 и Т-23 /t21-t23.html /t21-t23.html {phocagallery view=category|categoryid=31|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=2|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

В 1929-1930 годах появляется проект танкетки Т-21, ставшей логическим продолжением Т-17. Т-21, классифицировавшаяся как "малая разведывательная танкетка", очень напоминала Т-17, но имела экипаж в 2 человека, усиленную броню (13 мм) и катки от Т-18. Двигатель мощностью 20 л.с. и трансмиссия были заимствованы от Т-17. Но уже на этапе рассмотрения проектных данных расчетная скорость ее движения и характеристики преодоления препятствий оказались недостаточными, поэтому проект утвержден не был.

В 1930 году по заданию штаба РККА и с учетом опыта работ над Т-17 появляются проекты двухместных танкеток Т-22 и Т-23, классифицировавшихся как "большие танкетки сопровождения". Их отличия состояли в двигательной установке: Т-22 проектировалась под оригинальный четырехцилиндровый двигатель, а Т-23 под двигатель танка Т-20. Кроме того, машины различались размещением членов экипажа: на Т-22 они размещались "в затылок", а на Т-23 - в ряд. Каждый проект обладал своими достоинствами и недостатками, но для изготовления приняли Т-23, как наиболее дешевый и легкий в постройке.

Первый образец Т-23 имел корпус из простого железа и двигатель от Т-18 (40 л.с.), но для второго специально передали двигатель от недостроенного Т-20 и заказали еще четыре. Изготовлялись все танкетки на 2-м автозаводе ВАТО (директор - С.Ф.Иванов), причем работы по Т-23 были проведены там в удивительно сжатые сроки и с хорошим качеством.

Однако при изготовлении танкетка подверглась многочисленным доработкам, что изменило ее почти неузнаваемо. Длина корпуса была увеличена почти на 300 мм. Вместо опорных и поддерживающих катков Т-18 применили таковые от Т-19. Ввели новую облегченную гусеницу с новым ведущим колесом, поскольку старые не обеспечивали достижение скорости движения 40 км/ч. Однако даже такой улучшенный вариант танкетки оказался неудовлетворительным, поскольку по цене был сравним с танком Т-18, а версия, оснащенная башней, даже превысила ее (более 59 тыс.руб. без вооружения!), что не позволило развернуть в должной мере их серийное производство. И если по танкам сопровождения трехлетняя программа была даже перевыполнена, то по танкеткам не была выполнена вообще, и закупка в Великобритании лицензии на производство танкетки "ВКЛ" (именовалась по аббревиатуре фирмы-изготовителя "Виккерс-Карден-Ллойд") стала бальзамом на незаживающие раны руководства ГУВП.

Источники: "Первые советские танки", Армада №1, М.Свирин и А.Бескурников

Для успешного строительства танковых ангаров необходимо найти место, где производится продажа керамзитобетонных блоков, производство.

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Экспериментальные машины Tue, 20 Sep 2005 16:45:31 +0000
Основной танк Т-19 /t19.html /t19.html {phocagallery view=category|categoryid=30|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=4|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

Решение заседания Реввоенсовета, которое прошло с 17 по 18 июля 1929 года, поставило перед военной промышленностью сложную задачу: создать в короткий срок новую боевую машину - "основной танк сопровождения Т-19". Задание на его проектирование было выдано ГКБ ОАТ осенью (предположительно - в августе - сентябре). Окончание разработки предполагалось к 15 января 1930 года, но этот срок оказался весьма оптимистичным. Особенно тормозили проектные работы многочисленные доносы и жалобы на конструкторов, а также пожелания от руководителей РККА различных рангов и следующие за ними разборки. Так, в одном из таких документов неизвестный "патриот" жаловался на проектировщиков, что они желают применить "... в передачах Т-19 косозубые шестерни вместо прямозубых, что является прямым доказательством их вредительства ...". А один из командиров (подпись трудно разобрать - видимо, К.Павловский) требовал, чтобы основной танк был оборудован "... коленчатыми лапами с шипами для перелезания через стенки и движения в условиях гор, покрытых снегом ...". Тем не менее, приемка проекта состоялась 1 марта 1930 года.

Танк Т-19 должен был стать ударным средством мобильных подразделений РККА в условиях современного маневренного боя. Главными требованиями к Т-19 стали: способность преодолевать большинство полевых фортификационных сооружений (окопов) и проволочных заграждений без помощи "хвоста" и на максимально возможной скорости; огневая мощь, обеспечивающая превосходство на поле боя перед всеми известными боевыми машинами сходной массы; бронирование, защищающее его экипаж от винтовочных и пулеметных пуль на всех дистанциях, а от огня 37-мм пушек на дальности 1000 м.

Согласно техзаданию танк должен был обладать массой не более 7,3 тонн, скоростью движения не ниже 30 км/ч по хорошему грунту, двигателем мощностью 100 л.с., вооружением из 40-мм танковой пушки и 2-х пулеметов и броневой защитой толщиной 18-20 мм. Ответственным исполнителем по танку Т-19 был назначен С.А.Гинзбург.

Подвеска Т-19 стала развитием таковой от французского танка "Renault NC" обр. 1927 г. Новый танк был более длинным, чем Т-18, что позволяло улучшить его проходимость без применения "хвоста", а также уменьшить продольные колебания корпуса.

Сегодня многие любители танков считают, что впервые наклон бронелистов для повышения защищенности танка был применен на Т-34. Тем не менее, это не так. Дело в том, что когда выяснился факт превышения допустимой массы Т-19 по сравнению с техзаданием, что не позволяло использовать в нем бронирование толщиной более 16 мм, повышение пулестойкости корпуса решили достичь тщательным подбором формы корпуса. Для строящегося Т-19 была выбрана схема бронирования, предложенная конструкторами М.И.Таршиновым (занятым в КБ ХПЗ созданием Т-12/Т-24) и С.А.Гинзбургом. Идея улучшения бронестойкости кузова заключалась в том, чтобы изготавливать его с большими углами наклона броневых листов, которое будет сказываться на склонности пуль и снарядов к рикошету.

Вооружение Т-19 после пересмотра проекта предполагалось из 37-мм полуавтоматической танковой пушки обр. 1930 г., а также двух пулеметов ДТ (один располагался в лобовом листе корпуса у радиста; второй - в башне). Установка вооружения в башне предусматривалась в двух вариантах - независимая установка пушки и пулемета, а также спаренная установка их в единой маске.


Т-19 стал первым танком, специально спроектированным для действий в условиях химической войны, для чего он оборудовался приточной вентиляцией, производительностью 180 м3/час с "противогазным фильтром", способным нейтрализовать фосген, синильную кислоту, хлорпикрин, окись углерода и ядовитые дымы в течение 3-х часов, после чего экипаж мог выполнять боевую задачу в противогазах, либо, сменив фильтр, действовать без них еще 3 часа.

Далее, проектом Т-19 предусматривалась возможность придания ему "плавучих" свойств при помощи надувных, или каркасных поплавков, сброс которых мог бы производиться без выхода экипажа из машины. К изготовлению были приняты плавсредства системы корабельного инженера Б.С.Смирнова. Первоначально было желание даже оснастить танк двумя съемными винтами для движения по воде, но позднее функцию перемещения Т-19 по водной глади доверили специальному "водяному трактору", создание которого предполагалось в 1931 году.

Т-19 не имел "хвоста" и преодолевал окопы и неширокие канавы до 2 метров за счет собственной длины. На случай же встречи с противотанковым рвом шириной 2,5 - 3 м два Т-19 должны были сцепляться, удлиняясь вдвое, для чего в передней и задней оконечностях машины предусматривалась установка специальных фермных конструкций (на корпусе танка имелось по три проушины в носовой и кормовой частях для установки ферм сцепления).

Для наблюдения за полем боя в танке уже не использовались простые щели, равно как и "бронеглаз". Первоначально планировалось установить на Т-19 стробоскопические приборы наблюдения по типу примененных на танке Э.Гроте (ТГ), но более предпочтительными оказались пуленепробиваемые стекла типа "Симплекс-Триплекс" в легкосъемных обоймах.

Изготовление первого Т-19 началось в июне 1931 году, и к концу августа танк в основных узлах был готов (по плану его готовность должна была быть еще к 1 марта 1931 г.). Однако характеристики танка оказались ниже запланированных, вес - выше (7,6-8 т), а производство - чудовищно сложным. Новая башня с вооружением для танка создана не была, и он получил таковую от серийного Т-18 обр. 1930 г. 37-мм танковая пушка обр. 1930 г. долго доводилась и осваивалась в серии и потому попала в конце концов только на танки БТ. Отечественный шестицилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 100 л.с. так и не удалось довести до кондиции, а установка быстроходного мотора "Франклин" (95 л.с.) требовала переработки конструкции коробки передач, бортовых передач и даже корпуса (двигатель был больше по габаритам). Особенно настораживал тот факт, что Т-19 "съедал" огромное количество дорогих шариковых и роликовых подшипников, которые в то время у нас не производились, но закупались за рубежом. Сильно удорожали его и всевозможные "навороты" для химической войны, плавания и т.д., о которых уже было сказано выше (стоимость опытного танка без вооружения в ценах 1930-31 гг. превысила 96000 руб!).

Все это усугублялось тем, что закупленный у фирмы "Виккерс" 6-тонный танк был более прытким, и дешевым. Так что в 1931 году работы над Т-19 были свернуты и все силы спешным образом переключены на освоение серийного производства танка "Виккерс", получившего в СССР название Т-26. К тому времени полностью собрали два танка Т-19 и дополнительно успели изготовить корпус из сварных и литых деталей, а также ряд вспомогательных агрегатов.

Источник: "Первые советские танки", Армада №1, М.Свирин и А.Бескурников

]]>
v_p@battlefield.ru (Валерий Потапов) Экспериментальные машины Tue, 20 Sep 2005 16:44:35 +0000