011.jpg
The Russian Battlefield
008.jpg
Главная Танки Легкие танки Плавающие танки Т-37А и Т-38
Сейчас 165 гостей онлайн


Яндекс цитирования
Мы можем предложиться купить настоящий диплом вуза в Москве.

Плавающие танки Т-37А и Т-38

Печать
Автор: Андрей Кравченко
Впервые опубликовано 17.05.2010 11:30
Последняя редакция 17.01.2016 18:36
Материал читали 24037 человек
<< Пред. страница - Страница 10 из 10 - След. страница

К лету 1944 года все оставшиеся в строю Т-37А, а также машины, переданные с Ленинградского фронта, были сведены в 92-й отдельный танковый полк. В ходе подготовки к наступлению в Карелии, командование фронта приняло решение использовать этот полк "для форсирования реки Свирь и захвата плацдарма с целью обеспечения переправы остальных войск". Эта операция стала вторым (и самым удачным) эпизодом, в котором плавающие танки использовались для переправы через водную преграду. Совместно с 92-м танковым полком, имевшим к 18 июля 1944 года 40 Т-37А и Т-38, должен был действовать 275-й отдельный моторизованный батальон особого назначения (ОМБОН), насчитывавший 100 автомобилей-амфибий Ford GPA, полученных из США по программе Ленд-лиза.

Операция началась утром 21 июля 1944 года. Началу переправы через реку Свирь предшествовала мощная артиллерийская подготовка, длившаяся 3 часа 20 минут. За 40 - 50 минут до окончания артогня 92-й танковый полк занял исходные позиции. Одновременно на берег реки вышли 338, 339 и 378-й гвардейские тяжелые самоходно-артиллерийские полки (63 ИСУ-152). Танки и автомобили-амфибии с десантом автоматчиков и саперов, начали переправу еще до окончания артиллерийской подготовки. Ведя огонь из пулеметов с хода, машины быстро достигли противоположного берега. При поддержке огня тяжелых самоходных полков, ведущих огонь прямой наводкой по ДЗОТам и огневым точкам противника, плавающие танки преодолели проволочные заграждения, три линии траншей и при поддержке десанта с автомобилей-амфибий завязали бой в глубине захваченного плацдарма.

Мощная артиллерийская подготовка и внезапность атаки плавающих танков и автомобилей-амфибий не позволили противнику использовать все огневые средства и обеспечили быстрый захват правого берега реки Свирь на фронте до 4 километров. При этом потери 92-го танкового полка составили всего 5 машин. В дальнейшем, по мере переправы стрелковых частей и расширения плацдарма, к вечеру 23 июля на правый берег Свири переправили танковую бригаду, танковый полк и четыре самоходно-артиллерийских полка, которые расширили и углубили прорыв.

Операция по форсированию реки Свирь стала последним известным эпизодом участия советских плавающих танков в Великой Отечественной войне.

Информация об использовании советских плавающих танков в армиях других стран довольно скупа. Единственной машиной, направленной на экспорт, был один танк Т-37А, проданный Турции в 1934 году вместе с партией Т-26. Советское правительство рассчитывало на заказ партии плавающих танков, но после испытаний Т-37А турки отказались от закупки таких танков. Остальные танки-амфибии попали в другие страны в качестве трофеев. Первой "обзавелась" ими армия Финляндии, захватившая в ходе советско-финляндской ("Зимней") войны довольно большое количество Т-37А. После ремонта на заводе в Варкаусе они были включены в состав финского танкового батальона, имевшего на 31 мая 1941 года 29 Т-37А и 13 Т-38. К 1 июля 1943 года все Т-37А были выведены финнами из эксплуатации вследствие сильного износа.

В 1940 году один трофейный Т-37А финны подарили шведским добровольцам, которые в ходе "Зимней" войны действовали против частей Красной Армии на Кемском направлении. Непродолжительное время этот танк использовался в Военной пехотной школе недалеко от Стокгольма. Помимо финнов и шведов, трофейные Т-37А эксплуатировали венгры и румыны. Известно, что к 1 ноября 1942 года в румынской армии имелось 19 Т-37А.

Трофейные плавающие танки использовались и в частях вермахта, но в весьма небольших количествах. Главным образом они несли службу охраны в тылу, но иногда включались как внештатные машины в состав разведывательных батальонов пехотных дивизий.

До настоящего времени сохранилось только два экземпляра Т-37А: в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке и в Швеции, в танковом музее в Аксвелле. Кроме того существует сохранившийся Т-38 в музее БТВТ и опытный экземпляр Т-38, вооруженный 20-мм пушкой ТНШ, находящийся в Центральном музее Вооруженных Сил.

Источники:
Солянкин, Павлов, Желтов, Павлов "Отечественные бронированные машины 1905-1941" Т1 М Экспринт. 2002 г.
М.Коломиец "Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40" ФИ №3,2003 г.
М.Барятинский "Амфибии Красной Армии" Бронеколлекция №1, 2003 г.
М. Свирин "История советского танка 1919-1937г." М. Яуза 2005г.
М. Свирин "История советского танка 1937-1943г" М. Яуза 2006г.
М. Барятинский "Советские танки в бою" М. Яуза 2006г.
Г. Пенежко "Записки советского офицера-танкиста" М. Яуза 2010г.



 
Оцените этот материал:
(18 голосов, среднее 4.89 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить