010.jpg
The Russian Battlefield
008.jpg
Главная Мемуары Рем Уланов, командир СУ-76
Сейчас 88 гостей онлайн


Яндекс цитирования

Рем Уланов, командир СУ-76

Печать
Впервые опубликовано 28.10.2009 20:57
Последняя редакция 28.09.2011 11:04
Материал читали 27485 человек

Одним из немногих недостатков СУ-76 была слабость двух шестивольтовых аккумуляторов 6СТ-140. Если механик-водитель проспал, проморгал падение температуры, то была еще надежда электрозапуска. Для этого в клеммной коробке переставлялись перемычки таким образом, чтобы один из стартеров был отключен, тогда второй стартер, которому предстояло запустить двигатели, получал удвоенную мощность и активней вращал коленчатые валы. Если же и таким образом запуск не получался, то оставалась надежда запустить двенадцатицилиндровую спарку вручную с помощью огромной рукоятки, рассчитанной на приложение силы двух, а то и трех человек. Последний способ - буксировка другой машиной. Но способ этот был варварским из-за перегрузок трансмиссии.

Для того чтобы размять и согреть ноги, я вылез через свой люк, обошел машину, проверил как натянуты гусеницы. Прекрасно управляемая "Коломбина" была очень чутка к неравномерности натяжения правой и левой гусениц. Проверка правильности натяжения была проста: на переднюю холостую, свисающую с ведущей звездочки, гусеничную ветвь надо было наступить ногой у первого опорного катка - два трака должны лечь на землю. Если лежат больше - гусеница натянута слабо. Если меньше - туго.

Кругом было тихо. Справа и слева виднелись хаты с соломенными крышами. Сев на свое водительское место и увидев, что стрелка термометра позволяет поспать полчаса, я закрыл люк. Проснулся я от сильного стука в лобовую часть и громкой ругани. Приоткрыв люк, я увидел двух военных, одетых в белые чистые полушубки. Один, маленький и толстый, в папахе. Другой, высокий и тощий, подсвечивал маленькому карманным фонариком. "Почему стоишь здесь? Где командир?" - кричала папаха и пыталась концом палки ткнуть меня. Я захлопнул люк, прищемив палку. "Отпусти палку!" - командовала папаха. Слегка приподняв люк, я вернул ему ее. Толстый и тонкий обошли машину и стали стучать по башне, вызывая командира. Младший лейтенант Каргинов, откинув заднюю часть брезента, выпрыгнул на землю и получил несколько ударов по спине. Подбежавшему комбату тоже влетело. Оказывается, мы остановились не на том месте.

Комбат и командир пошли пешком, дав знак следовать за ними. На первой передаче и малых оборотах даже на мерзлой земле машина двигалась бесшумно. Тридцатьчетверка со своими лязгающими гусеницами разбудила бы всех натри километра вокруг. Когда начало светать, пехота пошла вперед для захвата хутора. Несколько раз поднимались наши серые шинели, но хутор взять не смогли. На его окраине стоял немецкий четырехосный пушечный броневик и своим огнем не подпускал нашу пехоту. Каргинов приказал мне свернуть самоходку вправо и со второго снаряда я снес у броневика башню. Эта была наша первая и, к сожалению, последняя победа. Через два дня крупное немецкое самоходное орудие с расстояния в 1500 метров подкалиберным снарядом пробило лобовую броню моей "Коломбины". Следуя советам опытных механиков-водителей, я работал на заднем баке, оставляя передний полным. Из-за этого и не произошло мгновенного взрыва.

Карманы своего бушлата я отпорол еще в эшелоне. Ремень с пистолетом ТТ повесил под бушлатом. Все это помогало при необходимости быстро выскочить из машины, ни за что не зацепившись. Удар я почувствовал сразу вслед за вспышкой выстрела. Вылетел из люка, который был открыт, и побежал вперед, стараясь отбежать подальше. Споткнувшись, упал в окоп. Лежа в нем, почувствовал удар и пламя вспыхнувшего бензина. Потом начала рваться боеукладка. Когда все кончилось, я пошел к своей "Коломбине", которая превратилась из красотки в ведьму. В боевое отделение боялся заглянуть. Стало горько, тоскливо, сиротливо.

Вдруг слышу: "Уланов, чеши сюда!" Из-за маленького сарайчика выглянуло трое. Я побежал к ним - это были мои товарищи! Все живы!

Несколько дней нас терзал особист: а не сами ли вы сожгли самоходку? Потом отстал, убедившись в нашей невиновности. Зампотех полка приказал мне принять полуторку у заболевшего солдата. Я стал возить раненых на соломе в кузове, потом офицера связи полка.

В конце декабря я повез штабного офицера и своего начальника в город. При подъезде к разбитому мосту через реку Уж моя машина наехала передним левым колесом на противотанковую мину. Удар был таким сильным, что на мгновение я потерял сознание. Но мелькнула дурацкая мысль: взорвался мотор. Пришел в себя, открыл глаза, но ничего не увидел. Показалось, что ослеп. Стал пытаться протереть глаза, но рука натолкнулась на брезент. Откинув его и горячо радуясь, что вижу, стал ощупывать ветровое стекло. Оно было необыкновенно чистым и прозрачным: стекла-то просто не было! Не было капота, радиатора, левой дверцы кабины.



 
Оцените этот материал:
(97 голосов, среднее 4.85 из 5)

Комментарии 

 
0 #8 Виктор Углов 07.11.2013 08:05
Спасибо, Валерий, но в ЦАМО данный момент съездить нет возможности(. Мне известно что 75 САП был в составе 1 МК, его путь проще наверное отследить?
 
 
0 #7 Валерий Потапов 06.11.2013 10:36
Цитирую Виктор Углов:
Обращаюсь к Валерию Потапову, может вы мне подскажите где посмотреть боевой путь 75 самоходно-артилерийского полка (1 механизированно го корпуса 1 Белорусского фронта). Гуглил но не нашёл - только обрывки информации.

Если вы серьезно готовы на такое исследование, то выясняйте в какой армии и фронте воевал 75-й САП, езжайте в ЦАМО, поднимайте дела соответствующих армии и фронта.
 
 
0 #6 Виктор Углов 06.11.2013 09:36
Обращаюсь к Валерию Потапову, может вы мне подскажите где посмотреть боевой путь 75 самоходно-артилерийского полка (1 механизированно го корпуса 1 Белорусского фронта). Гуглил но не нашёл - только обрывки информации.
 
 
0 #5 Виктор Углов 06.11.2013 09:33
Надо было в г.Кирове, на монументе, находящемуся на Октябрьском проспекте, Кировчане - фронту установитьСУ-76, а не Т-34-85.
Крёстный моей тёщи с июля 1944 по 9 мая 1945 воевал механом на такой самоходке в 75 самоходно-артилерийском полку 1 механизированно го корпуса 1 Белорусского фронта,может кто подскажет где посмотреть боевой путь данного соединения, а то сам найти не могу. В январе 1945 получил орден Славы III. Как следует из наградного листа (который я на шёл на сайте подвиг народа)поломавш ись, и отремонтировавш ись своими силами,следовал по маршруту следования своей части, был атакован пехотой противника в количестве до 50 солдат и офицеров, подавил 20 человек и лично застрелил из автомата 4 немцев. Воевал он с 9 мая 1942 года и имел по мимо Славы ещё орден Красной звезды, медали "За отвагу", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией" - но на остальныенаград ы найти наградные документы на выше указанном сайте не удалось((. Наградные документы есть дома, но ведь в них не указано за что именно получил он их, а сам рассказать уже не может - умер((. Тёща только говорит что был он весь израненный и весь в ожёгах. Призван был 39 году и всё это время служил механом в разных частях, судя по военному билету.
 
 
+3 #4 ssteck 10.08.2012 14:48
Спасибо деды, вечная память павшим и выжившим в той войне.4
 
 
0 #3 СергейС 08.04.2011 15:12
Логично, наводчику может понадобиться маневр гусеницами для удачного выстрела.
 
 
+10 #2 Сергей Старостин 08.04.2011 13:13
Это очень распространенна я вещь: люди внутри одного экипажа настолько сливаются с ним, что ассоциируют себя и весь экипаж как неделимое целое, к которому применяют единтвенное число. Часто в экипаж добавляется и сама боевая машина.
 
 
-7 #1 СергейС 08.04.2011 13:09
"Каргинов приказал мне свернуть самоходку вправо и со второго снаряда я снес у броневика башню"
Оригинально. Как механик-водитель может стрелять?
 

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить