25-мм автоматическая пушка 72-К |
В 1939 году на заводе им. Калинина началось проектирование легкого 25-мм автомата для полковой ПВО. Первоначально он получил заводской индекс ЗИК-25, а затем 72-К.
Пушка имела
Накатник пружинный, надет на цилиндрическую часть ствола. Люлька представляет собой прямоугольный короб, сваренный из листовой стали. Снизу к горловине люльки крепится гидравлический тормоз отката. Подъемный механизм имеет один зубчатый сектор, прикрепленный к люльке. Поворотный механизм имеет шестерню, катающуюся по зубчатому венцу. Приводы подъемного и поворотного механизмов только ручные. Уравновешивающий механизм пружинный, качающийся, расположен между щек станка.
Повозка четырехколесная, с пружинным подрессориванием. Колеса автомобильного типа со спицами. С 1943 года пушки 72-К изготавливались со щитами.
Для 25-мм пушки 72-К в НИИ-24 в
Опытный образец 72-К (ЗИК-25) был изготовлен заводом № 8 осенью 1939 года, а 11 октября 1939 года были начаты его заводские испытания. Опытный образец был принят военпредом 31.12.1939 г., а 25.03.1940 г. отправлен на НИЗАП.
Полигонные испытания 72-К были проведены на НИЗАПе с 15 апреля по 25 мая 1940 года в объеме 2992 выстрелов и 1500 км пробега. По результатам испытаний оценка комиссии автомата 72-К:
«В основном автомат 72-К не отличается от 61-К. 72-К, будучи близок к системам с длинным ходом ствола, целиком отнесен к этому типу быть не может. Он стоит несколько особняком, очевидно образуя новый тип систем с отдачей ствола:
1. Затвор не имеет поступательного движения относительно ствола.
2. Ствол вместе с затвором откатывается на длину меньшую, чем длина патрона.
3. Досылка производится специальным механическим досылателем, не связанным с патроном.
В результате патрон на всем пути движения в патроннике движется принудительно, то есть под давлением досылателя, а часть пути — по инерции».
Среди недостатков комиссией отмечена большая вибрация системы, что затрудняло работу наводчика, а также систематический отрыв трассера от снаряда. В ходе испытаний не удалось определить кучность стрельбы
В 1940 году 72-К была официально принята на вооружение под названием «25-мм зенитная автоматическая пушка обр. 1940 г.». Тем не менее, в 1940 году не удалось выпустить даже опытный образец 72-К. Так, 8 июля 1940 года Наркомат вооружений уведомил АУ, что
Фактически производство 72-К было начато в 1941 году, причем часть орудий, за неимением повозок, устанавливалась в кузовах грузовых автомобилей.
В конце 1943 года в КБ завода № 88 (г. Мытищи) была сконструирована спаренная автоматическая 25-мм пушка 94-К. Пушка имела два 25-мм автомата 72-К. Прицел, механизмы горизонтального наведения, станок и повозка были взяты от 37-мм пушки 61-К, а поворотный механизм — от 37-мм корабельного автомата 70-К. Время перехода установки из походного положения в боевое — 30 секунд. Расчет 9 человек.
В 1944 году 94-К прошла полигонные испытания на Донгузском полигоне. После доработки установка получила индекс 94-КМ. В том же году она была принята на вооружение под наименованием «25-мм зенитная пушка обр. 1944 г.»
В 1944 году завод № 88 изготовил 12 установок 94-КМ, а в 1945 году — 225. Производство установки было прекращено в 1945 г.
Установка 94-КМ имела много конструктивных недостатков, в том числе неудовлетворительную точность прицела, задымленность при стрельбе и частые отказы автоматов.
Часто 25-мм спаренные установки ставились на автомобилях ЗИС-11, представлявших собой удлиненное шасси грузовика ЗИС-5. КБ завода № 88 сконструировало счетверенную 25-мм установку «3-5», в которой были использованы автоматы 72-К. Но на вооружение она не поступила.
В 1945 году производство 25-мм автоматов на базе 72-К для сухопутных войск было прекращено и впредь не возобновлялось.
Параметр | 72-К |
---|---|
Калибр, мм | 25 |
Длина ствола, клб | 76,6 |
Масса орудия в боевом положении (без щитков), кг | 1075 |
Масса откатных частей, кг | 70 |
Углы ВН, град. | -10 +85 |
Угол ГН, град. | 360 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 900 |
Темп стрельбы, выстр/мин | 240 |
Время перевода в боевое положние, с. | 45 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | 60 |
Расчет, чел. | 6 |
Снаряд | Нач. скорость, м/с | Дальность макс., м | Досягаемость по высоте макс., м |
---|---|---|---|
ОЗР-132 | 910 | 2400 | 2000 |
БР-132 | 900 | 2400 | - |
Источники: Энциклопедия вооружений
А. Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии», 2000
А.Широкорад "Артиллерия в Великой Отечественной войне"