016.jpg
The Russian Battlefield
008.jpg
Главная Статьи РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: по обе стороны фронта



https://karabanoff.ru новости с тегом александра карабанова.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: по обе стороны фронта

Печать
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 02.04.2011 12:01
Последняя редакция 17.01.2016 19:22
Материал читали 18714 человек
<< Пред. страница - Страница 4 из 4 - След. страница

3. Был ли "православный ренессанс" 1943-1945?

Заседание Священного Синода Ру...
Митрополиты Алексий (Симанский...

Самым важным моментом для РПЦ в годы войны многие исследователи называют легендарную встречу 4 сентября 1943 года И.Сталина с иерархами Русской Православной Церкви - местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским) и митрополитом Киевским и Галицким Николаем. Но почему-то выводы делаются из этой встречи весьма странные. В частности, говорится, что Сталин, дескать, пошел на значительные послабления церкви то ли убоявшись поражения в войне, то ли гнева Господня.

В августе-сентябре 1943 года говорить о поражении СССР уже не приходилось ибо как раз в это время немцы потерпели сокрушительное поражение на Курской Дуге и стратегическая инициатива окончательно перешла к Красной Армии. В страх Сталина перед Господом также слабо верится, ибо все его последующие дела вплоть до самой смерти этому прямо противоречат. Значит, была иная причина.

На самом деле Сталиным руководили вовсе не страх и не внезапное божественное просветление, а вполне прагматическое желание взять под контроль церковную жизнь на освобождаемых территориях Советского Союза: ведь за 2-3 года в оккупированных немцами областях храмов было открыто более, чем на всей остальной территории СССР!

Высшее политическое руководство СССР внимательно следило за настроением населения на оккупированных территориях. По линии военной разведки и НКВД, а также от руководителей партизанского движения оно постоянно получало сообщения о том, что германская военная и гражданская администрации способствуют открытию православных храмов и попустительствуют деятельности православного духовенства среди населения. И все это имеет большой успех среди населения. И если теперь советские освободители начнут творить насилие на едва отвоеванных территориях - то не получит ли советский режим всплеска партизанской активности в своем тылу? Ведь, согласно всесоюзной переписи населения 1937 года, верующими себя назвали 56,7% всего населения! И это только те, кто не убоялся себя таковыми назвать, ведь это была перепись, а не анонимный социологический опрос, записывали имена людей, место их проживания, работы, и при этом вопрошали: "Являетесь ли вы верующим? Если да, то какой религии?". А сколько еще оставалось тех, кто считал себя верующим, но по разным причинам решил это не афишировать?

И вот теперь раздражать население новыми репрессиями на религиозной почве может быть чревато, особенно если учесть огромное количество вооружения и боеприпасов, которое валяется по всей стране - бери и стреляй!

Именно осенью 1943 года Красная Армия вышла к границам Украины. Предыдущие года показали, что далеко не все украинцы стремятся к вхождению в Советский Союз. Было очевидно, что украинская партизанщина может повернуться и против Красной Армии (как это уже бывало в годы Гражданской войны).

Исследователи называют последовавшую за эпохальной встречей Сталина с первоиерархами чуть ли не "духовным ренессансом". Дескать, храмы открывались один за другим, прекратились гонения на священнослужителей, а многих репрессированных - выпустили на свободу и даже позволили вернуться к священнической и пастырской деятельности!

А мы давайте уйдем от эмоций и посмотрим на факты. Согласно "Справки Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР о действующих и недействующих храмах" от 31 октября 1945 г.:

"[...]

2. За 1944-45 года по Союзу поступило от групп верующих 6770 заявлений об открытии церквей (не считая повторных).
По рассмотрении этих заявлений, их проверке, по заключениям обл(край)исполкомов Советом открыто за 1944-45 года - 529 церквей.

Из них: за 1944 год - 208 церквей в 48 областях, краях и республиках; за 10 месяцев 1945 года - 321 церковь в 64 областях, краях и республиках.

3. За тот же период времени отклонено ходатайств верующих об открытии церквей 4850. Находится на рассмотрении 1391 ходатайство.

Таким образом, удовлетворено за 1944-45 года 9,8% всех рассмотренных ходатайств.

4. На сегодняшний день имеется на территории Союза действующих православных церквей и молитвенных домов 10 358.

Из них: в Украинской ССР - 6073;

в РСФСР - 2606;

в Белорусской ССР - 633;

в Молдавской ССР - 615;

в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР - 343;

в остальных союзных республиках - 88.

Церкви и молитвенные дома размещены весьма неравномерно. Самое большое количество находится в районах, подвергавшихся немецкой оккупации, где в период 1941-1943 годов имело место массовое открытие церквей".
[РГАСПИ Ф.82 Оп.2 Д.499 Л.37-41.]

Итого, за год удовлетворено менее 10% всех "настойчивых" и "неоднократных" просьб - и это кто-то называет "ренессансом"? Из 10 просьб 9 отклоняли - это и есть "ренессанс"? А последняя фраза из процитированного документа вызывает особый интерес: все так радуются "духовному ренессансу" и вновь открытым церквям, что не замечают, что большинство из них было открыто вовсе не при вдруг "прозревшем" Сталине, а при гнусных фашистах! И заслуга Сталина была лишь в том, что он их вновь не позакрывал. Вот спасибо, дядя Иося, облагодетельствовал! Нет, пусть читатель не подумает, в моих рассуждениях нет попытки обелить фашизм, но давайте все-таки придерживаться фактов, даже если они нам не очень приятны.

Источники:
1. Протопресвитер Алексий Ионов "Записки миссионера", Православие и мир.
2. ЦГАСПб Ф.7384, Оп.33, Д.76, Л.123-124 "Список священнослужителей и действующих храмов русской православной церкви"
3. А. Розенберг "Миф ХХ века", Таллин, "Shildex", 1998
4. Г. Пикер "Застольные речи Гитлера", Смоленск, "Русич", 1998.
5. РГВА Ф500к, Оп.5, Д.3, Л 38, 43, 44. Заверенная копия. Перевод с немецкого.
6. "Предложения о церковной политике в Остланде", меморандум руководителя религиозной политики К.Розенфельда руководству Министерства восточных территорий, 7 октября 1941 г., Берлин.
7. РГВА. Ф.500к, Оп.1, Д.776, Л.278-327 Ротаторный экземпляр. Перевод с немецкого.
8. РГВА. Ф.500к, Оп.5, Д.3, Л.62, 65. Копия. Перевод с немецкого.
9. РГАСПИ Ф.82 Оп.2 Д.499 Л.37-41. "Справка Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР о действующих и недействующих храмах по областям и республикам СССР и об открытии новых церквей". Подлинник.
10. ЦГАСПб. Ф. 7384. Оп. 178. Д. 693. Л. 3. Копия. Телеграмма митрополита Алексия И.В.Сталину от 12 января 1942 г.
11. Архив УФСБ ЛО. Ф.21/12. Оп.2, П.н.19, Д.12, Лл.115-125

Литература по теме:



 
Оцените этот материал:
(27 голосов, среднее 4.30 из 5)

Комментарии 

 
+1 #21 Валерий Потапов 15.05.2011 19:53
Уважаемый читатель Михаил Кузнецов! Я не воспринял ваш комментарий как критику. Я воспринял его так, каков он есть - с досадой на себя, что писал об одном, а прочли и комментируют - о другом.

Мы с вами, вероятно, по разному понимаем слово "ренессанс". лично я постарался объяснить, почему я не считаю короткое затишье в гонениях "ренессансом". То малое, что было сделано для Цервки лично я не могу назвать этим словом, которое означает "возрождение". Или во всяком случае, немецкой заслуги тут не меньше, ибо именно при их оккупационном режиме было открыто большинство храмов и приходов, за который потом почему-то стали благодарить Сталина.
 
 
-1 #20 Michael Kuznetsov 15.05.2011 16:24
Уважаемый автор статьи, Валерий Потапов!

Вероятно, Вы восприняли мое краткое замечание как критику Вашей статьи.
Нет, это не так. Ваша статья -- очень нужная и полезная.
Она изобилует фактографически м материалом и дает много пищи для размышлений.
Хотя, конечно, не со всеми пунктами в ней я согласен.
Например, когда Вы пытаетесь проникнуть в планы и мысли И.В. Сталина, и делаете предположения о его намерениях.
Как автор, Вы имеете на это право, я не спорю, но для меня лично такого рода "проникновение" в мыслительный процесс вождя звучит не очень убедительно.

Не обижайтесь.

А в целом, на фоне свирепых "хрущевских гонений" (которые я сам лично помню довольно ясно), действительно, период 1943-1953 годов воспринимался как некий "Ренессанс".
Так и было, поверьте.

С уважением и наилучшими пожеланиями успехов в Ваших трудах,

Михаил Кузнецов

Наше дело правое!
Враг будет разбит!
Победа будет за нами!
 
 
+1 #19 Валерий Потапов 15.05.2011 15:26
Я написал так совершенно сознательно. Сделано это было как раз, чтобы избежать увода дискуссии от главной темы.
Но, как выясняется, попытка не удалась: обязательно найдется кто-то, кто захочет блеснуть знаниями. Ну какая разница в данном случае: кто именно писал речь? Никакой.
 
 
-3 #18 Michael Kuznetsov 15.05.2011 15:04
"Тот, кто писал речь Сталина..."

Речь Сталина писал, разумеется, сам Иосиф Виссарионович.
Многие, видимо, уже настолько привыкли к балбесам на самом верху, что не могут представить себе простой и обычной вещи в сталинские времена -- а именно: что каждый руководитель САМ готовил свои выступления.
Не было тогда ни "спичрайтеров", ни даже такого понятия.

Михаил Кузнецов
 
 
0 #17 Валерий Потапов 18.04.2011 18:32
Я по-прежнему не вижу взаимосвязи между средневековой инквизицией и отчетом СД из 20-го века.

Если есть 100 священников, то теоретически могут функционировать 100 приходов. Один сельский приход охватывает несколько деревень (часто более десятка), в итоге на одного священника приходятся тысячи человек прихожан.
Возможно, немецкая цифра (2 млн) завышена, ибо я сомневаюсь, что немцы проводили подушную перепись. Но пока никто ничего лучшего не предложил, поэтому приходится оперировать тем, что имеется.
 
 
0 #16 Spt 18.04.2011 14:22
Цитата:
Я не пойму: а причем тут опыт инквизиции?
Опыт инквизиции напрямую перекликается с отчетом штаба полиции и безопасности СД (схожая организация) от 21 сентября 1942 года «общая численность верующих на попечении миссии превышает 2 000 000 человек». Именно он (штаб полиции) взял на себя ответственность определить число верующих на территории "Псковской Православной миссия, охватывавшей города Псков, Гдов, Алуксне, Тосно, Гатчина, Мга, Новгород, Старая Русса, Новоржев, Опочка, Струги Красные, Остров и расположенные рядом с ними населенные пункты". В связи с тем, что на территории Псковской и Новгородской области перед войной проживало не более 2,5 млн. чел.С Ленинградской обл. сложнее, так оккупирована была только часть. В итоге я по прежнему сомневаюсь в достоверности этого отчета (прошел год войны, мобилизация, эвакуация, только 100 священников - это все в минус и только беженцы в плюс к довоенной численности) поэтому и считаю, что число взято из приблизительной оценки численности населения, без попытки определения степени религиозности.
 
 
0 #15 Валерий Потапов 18.04.2011 10:17
Цитирую Spt:
В качестве аргументации того, что старый лис Сталин в данном вопросе жил своими идеями, а не заимствовал их у Гитлера...


Слушайте, зачем вы меня убеждаете? Я ведь с вами согласен в данном случае.

Цитата:
Пр поводу отчетности - Это не голословное утверждение, а опыт инквизиции. Отличить истинно верующего от еретика или атеиста, задача крайне сложная, позвольте при этом не приводить подборку методов такого определения.


Я не пойму: а причем тут опыт инквизиции?
К рассматриваемом у периоду инкизиция отсутствовала в полном составе, к тому же сие было детищем католической церкви, а не православной.

Цитата:
При этом я полностью согласен с резким ростом числа верующих в воющей стране- "на корабле в шторм атеистов не бывает" (может их и больше было)

Здесь сложный вопрос. Есть такое выражение, да. Но в то же время есть масса свидетельств, что люди перед атакой Бога не вспоминали и не молились. Т.е. было по-разному, нельзя сказать, что все перед лицом смертельной опасности вдруг начинают истово верить.
 
 
+1 #14 Spt 18.04.2011 10:06
В качестве аргументации того, что старый лис Сталин в данном вопросе жил своими идеями, а не заимствовал их у Гитлера привожу - "Глава «усыпленного» Союза воинствующих безбожников Губельман-Ярославский с началом войны получил, через А. Н. Поскребышева, рекомендацию Сталина отметить патриотическую позицию Церкви" - Алексеев В. А. «Штурм небес» отменяется. М. 1992. С. 184.
Пр поводу отчетности - Это не голословное утверждение, а опыт инквизиции. Отличить истинно верующего от еретика или атеиста, задача крайне сложная, позвольте при этом не приводить подборку методов такого определения. При этом я полностью согласен с резким ростом числа верующих в воющей стране- "на корабле в шторм атеистов не бывает" (может их и больше было)
А так же остаюсь при мнении о том, что статья интересная.
 
 
+6 #13 ilyxa 16.04.2011 05:33
Войну выиграла Рабоче-крестьянская Красная армия, Советский народ и Коммунистическа я партия Советского Союза
 
 
0 #12 Валерий Потапов 15.04.2011 21:35
Цитирую Spt:
Интересно! Но как-то все в статье слишком прямолинейно. Трудно предположить, что бывший семинарист Сталин вспомнил об этом идеологическом ресурсе только глядя на немцев.


Нет, он о Церкви никогда не забывал, это точно. Он о ней очень заботился... вернее, заботился об ее уничтожении.

Цитата:
Даже первое военное обращение Сталина -"Братья и сестры" перекликается с церковной формулой - "Братья и сестры во Христе".


Это лишь случайное совпадение. Тот, кто писал речь Сталина просто использовал это словосочетание, дабы речь дошла до всех и каждого. И для этого использовалось множество оборотов, включая и этот.

Цитата:
И ещё, просто умиление вызвал отчет о количестве верующих на оккупированных территориях. Отчеты во всех тоталитарных государствах составлялиь одинаково.


В умиление вызывает не это, а ваше голословное отрицание. Есть контрагрументы? Давайте их разбирать. А нет, так и сказать нечего.
 
 
0 #11 Spt 15.04.2011 10:34
Интересно! Но как-то все в статье слишком прямолинейно. Трудно предположить, что бывший семинарист Сталин вспомнил об этом идеологическом ресурсе только глядя на немцев.
Даже первое военное обращение Сталина -"Братья и сестры" перекликается с церковной формулой - "Братья и сестры во Христе".
И ещё, просто умиление вызвал отчет о количестве верующих на оккупированных территориях. Отчеты во всех тоталитарных государствах составлялиь одинаково.
 
 
+7 #10 Валерий Потапов 02.04.2011 16:22
Карточная система не отменяла денежную. Во-первых, на карточки продукты не выдавали, а продавали за деньги (т.е. карточки лишь давали право что-то купить, не более), во-вторых, карточки были далеко не на все товары, а в-третьих, приобретаемых на карточки продуктов далеко не всегда хватало и люди шли на рынок, где опять-таки покупали и продавали. За деньги.
В деревнях и колхозах всё было еще брутальней. Колхозы и огромные трудодни практически накорню уничтожили огородничество и личное хозяйство, поэтому колхозникам точно также всё приходилось покупать. Кажущаяся близость к земле и произрастаемым на ней продуктам - мираж. Там было еще голоднее, из колхозов выгребали практически всё, оставляя лишь самый минимум, а за воровство с полей (в том числе и мороженной картошки с уже "убранных" полей) давали большие сроки.
 
 
-8 #9 Юрий Л. 02.04.2011 16:19
про карточки не слышали? учите историю!
 
 
+2 #8 Валерий Потапов 02.04.2011 16:14
Неужели? А где брали еду рабочие? А их семьи? О каких "пайках" идет речь?

1. Пайки выдавали, но выдавали их не ежедневно на обед и ужин, а, например, раз в месяц. На паек прожить было невозможно.
Пайки выдавали далеко не всем категориям граждан, ибо паек - это привилегия.
2. Даже в заводских столовых обед оплачивали.
3. В подавляющем числе школ детей не кормили, каждый приносил что-то свое из дома. Т.о. государство не брало на себя обязанность по кормлению школьников. Эта обязанность ложилась целиком на плечи родителей, а на ребенка выдавались еждевенческие карточки - это самая низкая карточка (самая высокая - рабочая)
 
 
-2 #7 Сергей Макаренко 02.04.2011 16:10
Если посмотреть то в СССР в тот момент был натуральный обмен. И работали в цехах не за деньги, а за цель и за пайку в первую очередь. Да и в целом, когда стоит вопрос существования государства, то деньги уже даже не на 2 и не на третьем плане, поэтому щедро отправляли золото за границу за ледлиз. Если б в войне были бы такие же экономические отношение как в мирное время, то бюджет бы рухнул уже к декабрью 41 и воевать было б нечем. Заводы делали оружие, деревня кормила их и армию и все фактически в обход деньгам.
 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.