001.jpg
The Russian Battlefield
010.jpg
Сейчас 132 гостей онлайн


Яндекс цитирования

ФАИ

Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 20.09.2005 17:03
Последняя редакция 17.10.2011 11:36
Материал читали 27733 человек

Появлению на свет одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с "отцом конвейерной сборки" Генри Фордом. С 31-го мая 1929 года Форд обязался начать поставки комплектующих частей для сборки "Форд-А", "Форд-АА" и "Форд-Тимкен".

Сборка этих автомобилей началась с февраля 1930 года на заводе "Гудок Октября" в Нижнем Новгороде, а в ноябре того же года к нему подключился московский завод им.КИМ. С апреля 1932 года выпуск "Форд-АА" начался на новом заводе в Нижнем Новгороде. Строительство этого завода финансировалось Г.Фордом в соответствии с вышеуказанным соглашением. Там же с 6 декабря 1932 года начался выпуск "Форд-А".

Впоследствии Нижний Новгород переименовали в Горький, а завод начал называться "ГАЗ им.Молотова"; автомобили "Форд", после пересчета чертежей в метрическую систему измерений и модернизации конструкции стали называться: Форд-А - ГАЗ-А, Форд-АА - ГАЗ-АА, Форд-ААА - ГАЗ-ААА.

Первые опыты с конструированием легкого бронеавтомобиля на шасси "Форд-А" по заданию УММА РККА начались практически сразу после подписания соглашения с Г.Фордом. В результате этих опытов, КБ во главе с Н.И.Дыренковым были сконструированы бронеавтомобили Д-8 и Д-12.

Принятые на вооружение РККА в 1931 году, эти машины вскоре перестали удовлетворять требованиям армии, так как их пулеметные установки не обладали круговым обстрелом. В результате конструкторам было предложено разработать новый бронекорпус с установленным в башне вооружением.

На основании задания УММА РККА, в 1931-1932 годах, КБ Ижорского завода разработало новую машина. Бронеавтомобиль получил название "Форд-А Ижорский" (ФАИ) и был запущен в серию с 1933 года. Машина имела экипаж 2 человека (реже - 3 человека); основным вооружением был пулемет ДТ, установленный в башне с круговым обстрелом, и боезапасом 1323 патрона.

Вращение башни осуществлялось с помощью спинного упора. Кроме того, шаровая установка пулемета позволила вести огонь в секторе ±10° без вращения башни.

В 1935 году часть ФАИ получила сменные бандажи на колеса, что позволяло им передвигаться по железнодорожным путям со скоростью до 86 км/ч. Эти машины использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин. Существенным их недостатком была малая скорость заднего хода (24 км/ч) и отсутствие радиостанции.

В 1935 году на Ижорском заводе был разработан новый БА на шасси автомобиля М-1, отличавшийся от предшественника более просторным боевым отделением, наличием у части машин радиостанции. Данная машина пошла в серию с 1936 года под названием БА-20. В результате прекращения серийного производства бронеавтомобиля ФАИ на Ижорском заводе скопилось более трехсот бронекорпусов этих машин. Было принято решение установить их на шасси автомобиля М-1. Получившийся гибрид, получивший название ФАИ-М, отличался от прародителя более длинной базой на которой был смонтирован дополнительный топливный бак с кронштейном для крепления запасного колеса.

Бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М были вторыми по массовости в РККА в предвоенное время и принимали участие во всех боевых действиях, которые велись РККА в 30-е годы. Кроме того, они воевали во время Гражданской войны в Испании как на стороне республиканцев, так и на стороне франкистов в качестве трофейной бронетехники. На фронтах Отечественной войны они принимали участие вплоть до 1943 года.

До недавнего времени считалось, что от многочисленных ФАИ сохранился лишь разбитый бронекорпус в Музее Войска Польского в Варшаве. Однако на выставке "Экзотические автомобили-98", проходившей 10-12 июля 1998 года на Тушинском аэродроме в Москве, "Военно-историческим клубом РККА" был представлен ФАИ-М в рабочем состоянии. Базой для реконструкции послужил подлинный бронекорпус ФАИ-М и часть агрегатов, извлеченные поисковой группой "Клуба РККА" из болота в Новгородской области зимой 1992 года, а так же подлинное шасси автомобиля М-1. Таким образом, группа энтузиастов проделала ту же работу, что и конструкторы Ижорского завода 64 года назад.

Параметр ФАИ ФАИ-М
Экипаж, чел.
2 2
Бронирование, мм 6-4 6-4
Вооружение 1 x 7,62 мм ДТ 1 x 7,62 мм ДТ
Боезапас 1323 патронов 1323 патронов
Двигатель "ГАЗ-А" 4-цилиндровый, 42 л.с. "ГАЗ-М1" 4-цилиндровый, 50 л.с.
Топливо, л. 40 60
Запас хода, км 200 315
Макс. скорость, км/ч 80 90

Источники: "Бронемашины", М., НИИБТ Полигон ГБТУ КА, 1944
"World War II" Quadrillion Publishing Ltd.
"ТанкоМастер", №2, 1996
"Бронеколлекция", №1(16), 1998

Литература по теме:

М.Коломиец "Бронемашины Сталина 1925-1945"

Легкий бронеавтомобиль ФАИ
Легкий бронеавтомобиль ФАИ
ФАИ республиканских вооруженны...
Подбитый ФАИ
Легкий бронеавтомобиль ФАИ
ФАИ на военном параде в Москве
ФАИ на военном параде в Москве
ФАИ на шасси ГАЗ-А на маневрах...
ФАИ на шасси ГАЗ-А на маневрах...
Финский ФАИ-М
Финский ФАИ-М
Бригадный комиссар Г.П.Романов...
ФАИ-М и КВ-1 из состава 5-й ар...
Испытания первого опытного ФАИ...
Испытания первого опытного ФАИ...
Подбитый ФАИ-М
Подбитый немцами ФАИ-М. Лето 1...

 
Оцените этот материал:
(8 голосов, среднее 4.25 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить