014.jpg
The Russian Battlefield
004.jpg
Главная
Сейчас 126 гостей онлайн


Яндекс цитирования

Танки Кристи в СССР

Печать
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 20.09.2005 11:37
Последняя редакция 26.09.2011 17:51
Материал читали 153532 человек

По приказу народного комиссара по Военным и Морским делам от 17 мая 1931 года начальник УММ РККА составил план выполнения решений правительства по организации производства "БТ" (танка "Кристи") на ХПЗ. Этим планом предусматривалось:

"1. Изготовление рабочих чертежей к 15.07.31 г. (один месяц) СКБ под руководством начальника конструкторского бюро оружейного объединения С.А.Гинзбурга и в составе 20 инженеров и конструкторов от Г.К.В. №8 оружейного объединения, 15 инженеров и конструкторов от НАТИ ВАТО, от Ижорского завода 2 конструктора по корпусу, от УММ Тоскин в качестве заместителя начальника Конструкторского Бюро и Рожкова в качестве конструктора по укладке боеприпасов и башне. От ХПЗ - танковое КБ Алексенко в полном составе. Кроме того, с 10.06 директор ХПЗ обеспечивает бюро тридцатью копировщиками.
2. Для разработки техпроцесса производства танка привлечь пять высококвалифицированных специалистов от Укргипромаша.
3. Собрать спецбюро БТ ХПЗ к 25.05.31 г.
4. Изготовить опытные образцы в количестве 3-х штук к 15.09.31 г. 2 образца изготавливает ХПЗ и один - опытный цех завода "Большевик" с подачей отливок и поковок с ХПЗ.
5. Изготовление первой партии 100 штук. 2 машин - к 01.11.31 г. 30 штук - к 30.12.31 г. 50 штук - к 01.01.32 г."
(РГВА Ф.4, Оп.14, Д.505, Л.131)

Практически все пять пунктов данного плана легли в основу Приказа ВСНХ СССР №73 от 21.05.31 г. об обеспечении организации производства "БТ" на ХПЗ и создании конструкторского бюро. Окончательное же решение по организации производства танка "Кристи" было отражено в Протоколе N6 Комиссии Обороны "О танкостроении" от 23 мая 1931 года:

"Разрешить РВС СССР ввести танк "Кристи" в систему авто-броне-танко-тракторного вооружения РККА в качестве быстроходного истребителя (БТ).
Ворошилову и Орджоникидзе в декадный срок окончательно договориться, какое максимальное количество БТ (в имеющемся образце, без всяких изменений) может быть изготовлено в 1931 году на ХПЗ, имея в виду полное снятие заказа Т-24.
Одновременно обязать РВС форсировать работы по модернизации танка Кристи."
(РГВА. Ф4, Оп.14, Д.505, Л.115).

На полигоне в это время работа по изучению первого образца "Кристи" только начиналась.

Прибывший на испытания танк представлял собой легкую боевую колесно-гусеничную машину имевшую классическую схему компоновки. В передней части корпуса располагалось отделение управления с центральным размещением механика-водителя. В средней части танка находилось боевое отделение, в кормовой - моторно-трансмиссионное. Башня с вооружением отсутствовали. Посадка экипажа в машину производилась через водительский люк. Экипаж машины состоял из двух человек. При проведении технического осмотра 16 мая 1931 года было установлено, что посадка и высадка 2 членов экипажа была возможна в течении 10-20 секунд, но только через отверстие для башни, так как передний (водительский) люк оказался слишком узким для прохода.

Броневая защита машины была противопульной. Клепаный корпус танка был выполнен из броневых листов толщиной от 5,5 мм до 14 мм.

В моторно-трансмиссионном отделении вдоль продольной оси корпуса устанавливался авиационный двигатель "Liberty" мощностью 400 л.с.

Механик-водитель управлял танком с помощью съемного рулевого колеса, однако при необходимости поворота на месте он мог воспользоваться рычагами управления, предназначенными для управления машиной при движении на гусеницах. Во время движения на колесах гусеницы укладывались на надгусеничные полки и крепились к ним с помощью кожаных ремней.

Подвеска танка была индивидуальной пружинной. Со стороны каждого борта было расположено по четыре алюминиевых обрезиненных опорных катка диаметром 813 мм. Направляющие и ведущие колеса гусеничного движителя имели наружную резиновую амортизацию. Крупнозвенчатая гусеница, состоящая из 46 траков, имела гребневое зацепление с ведущим колесом.

Вместо отсутствующей башни с вооружением на время испытаний внутри танка был уложен балласт массой 800 кг.

При первом же внешнем осмотре было выявлено множество недостатков, таких, как отсутствие в дверцах люка водителя смотровых щелей, а также невозможность доступа к основным агрегатам силовой установки и трансмиссии без разборки крыши МТО.

Взвешивание танка с балластом, но без экипажа было произведено 16 мая, его масса составила 9360 кг. В этот же день начались испытания машины пробегом. За десять дней танк на колесах и гусеницах прошел 150 км. Еще 50 км танк прошел чуть раньше, во время заводских испытаний перед его отправкой в СССР.

Недоработанная Уолтером Кристи конструкция сразу же дала о себе знать. Так, уже на второй день ходовых испытаний, 17 мая, во время поворота на травяном грунте сломался кронштейн правого ленивца (см. фото).

Два последующих дня ушли на ремонт танка. Но сварки хватило лишь на 500 м движения на гусеницах. 23 мая после второй поломки правого кронштейна танк вновь был отправлен в ремонт, на который ушло еще трое суток.

С 27 мая и до 13 июня танк испытывался пробегом по шоссе и грунтовым дорогам только на колесном ходу. Максимальная скорость не превышала 65-70 км/час. Существенным недостатком оказалась полная невозможность движения на колесах по песку из-за значительного их погружения в грунт.

7 июня членам Правительства были продемонстрированы возможности танка по преодолению естественных и искусственных препятствий. Но ввиду поломки ленивца продемонстрировать возможностей танка в полном объеме не представилось возможным. На колесном ходу танк свободно прошел 5 рядов проволочных заграждений, а затем преодолел двухметровый окоп.



 
Оцените этот материал:
(26 голосов, среднее 4.58 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить