014.jpg
The Russian Battlefield
009.jpg
Главная

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU






Яндекс цитирования

Танки Кристи в СССР

Печать
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 20.09.2005 11:37
Последняя редакция 26.09.2011 17:51
Материал читали 27563 человек

Основной причиной покупки танка "Кристи" М.1930 послужило, прежде всего, предоставление фирмой технической помощи, передача всех производственных чертежей и технологического процесса производства танка. Дж. У.Кристи выразил также готовность прибыть в СССР сроком на два месяца для консультаций и организации производства. Кроме того, фирма предоставляла возможность нашему инженеру работать на заводе в Рауэй (США). Техническая помощь не распространялась лишь на двигатели "Либерти", так как они под маркой М-5 уже производились в СССР по лицензии.

Во многих публикациях по-разному трактуется вопрос о том, был ли факт продажи танков Кристи оформлен письменно или это была лишь устная договоренность. Судя по имеющимся документам, было и то, и другое. Действительно, 28 апреля 1930 года между фирмой "U.S. Wheel Track Layer Corporation" и Амторгом (торговой организацией, представлявшей в США интересы СССР) был подписан договор на поставку в Советский Союз "двух военных танков общей стоимостью 60000 американских долларов. Доставка танков должна быть произведена не позднее четырех месяцев со дня подписания договора" в котором кроме этого оговаривались: "доставка запасных частей к купленным танкам на сумму 4000 долларов, а также права на производство, продажу и использование танков внутри границ СССР сроком на десять лет" (Российский Государственный Военный Архив, Фонд 31811, дело 374, л. 5,6). За продажу производственных прав, передачу патентов и услуг в отношении технического содействия У. Кристи было уплачено еще 100000 долларов. Договор был подписан с американской стороны Дж.Уолтером Кристи - президентом корпорации, с советской стороны - А.В.Петровым, президентом "Амторга", в присутствии И.А. Халепского (СССР), Дж.Майкеля, Дж. Раймонда и Тиффани (все - США). То есть всего Советскому Союзу пришлось уплатить сумму 160 000 долларов.

Однако существовала еще и устная договоренность между Кристи и Халепским. Об этом упоминает Халепский в своем докладе о посещении США: "Во время моего визита к Кристи никаких документов не подписывалось, а была достигнута устная договоренность о продаже нам двух танков...". Да и Кристи в своем письме директору Амторга Гобару от 7 октября 1931 года, сообщает: "В этом письме обращаю последний раз Ваше внимание на достигнутое лично соглашение между т.Халепским, Вами, автором этого письма и другими членами Вашей комиссии, которые были свидетелями того, что контракт, заключенный со мной устно, должен быть выполнен независимо от легальных технических требований и изменений".

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что советские военные действительно заключили с Кристи устный договор на поставку танков. А так как в то время Советский Союз и Соединенные Штаты не имели дипломатических отношений, чтобы без проблем вывезти танки, пришлось заключить письменный договор с Амторгом, единственной организацией, официально представлявшей торговые интересы СССР в США.

Вернувшись из США в июне 1930 года, Халепский представил в РВС республики отчет о заграничной командировке, в котором танк Кристи характеризуется как чрезвычайно быстроходный танк с независимым колесно-гусеничным движением:

"Принимая во внимание, что танк "Кристи" по своим скоростям перекрывает все танки в мире, что его собираются строить поляки, мы можем попасть в очень невыгодное соотношение с точки зрения тактического применения танковых частей. В связи с этим, мною настоятельно предлагается форсировать организацию производства танка "Кристи" путем сохранения производства мотора "Либерти" на авиационных заводах и подготовки производства прочих агрегатов на Ярославском автомобильном заводе. ...Мною предлагается на текущий 1930-31 гг. дать промышленности задание построить не менее 100 штук танка "Кристи".

Но, вопреки некоторым источникам, заверявшим, что "русские были очарованы гениальностью танка Кристи", в докладе ему дается весьма скромная оценка:

"...несмотря на высокую скорость движения, которая, по заверениям американца, составляет более 45 км/ч на гусеницах и 70 км/ч на колесах ...означенный танк не подходит для принятия его в систему вооружения РККА".

Получается, что танк Кристи рассматривался скорее, как временная мера до создания собственного быстроходного танка.

Вопрос о производстве танков "Кристи" на Ярославском автомобильном заводе обсуждался на расширенном совещании РВС с представителями промышленности "По вопросам о танках", состоявшемся в период с 1 по 5 июля 1930 года.

В целях изучения организации производства и контроля за выполнением заказа 14 июля 1930 года член Научно-Технического Комитета (НТК) Н.М.Тоскин прибыл в Нью-Йорк и, войдя в контакт с конструктором заказанных машин, отправил на имя Халепского 127 листов чертежей опытного танка и уведомление о том, что Кристи сам собирается в Москву вместе с машинами.

9 августа 1930 года чертежи прибыли в Москву, откуда незамедлительно были переправлены главному конструктору главного конструкторского бюро при Государственном Всесоюзном орудийно-оружейно-пулеметном объединении С.П. Шукалову. После снятия копий 13 октября 1930 года все чертежи были возвращены в АБТУ.

Согласно договору, Кристи был обязан к сентябрю 1930 года сдать обе машины представителю "Амторга", но, как он ни старался, полностью изготовить машины ему удалось лишь к концу года.

В последних числах декабря 1930 года собранные и испытанные машины из Нью-Йоркского порта были отправлены в СССР.



 
Оцените этот материал:
(24 голосов, среднее 4.54 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить