010.jpg
The Russian Battlefield
009.jpg
Главная Танки Техника по ленд-лизу Средний танк M4 General Sherman
Сейчас 130 гостей онлайн


Яндекс цитирования

Средний танк M4 General Sherman

Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано 24.09.2005 22:28
Последняя редакция 17.10.2011 11:44
Материал читали 30996 человек
<< Пред. страница - Страница 2 из 2 - След. страница

Как и на остальных танках американского производства, гусеницы Шерманов были резинометаллическими. Вопреки некоторым публикациям, нельзя однозначно сказать, было это достоинством или недостаком по отношению с советской цельнометаллической гусенице. Достоинством было то, что ресурс американской гусеницы был свыше 5000 км, в то время, как стальной гусеницы танка Т-34 - всего 2000-2500 км. Кроме этого, Шерман при движении не производил характерного гусеничного лязга, в то время как отечественная "тридцатьчетверка" громыхала так, что немцы за пять-десять километров ее слышали, что существенно затрудняло скрытное перемещение наших танковых частей вдоль фронта. К недостаткам резинометаллической гусеницы следует отнести риск выгорания (или выплавления) резины от огня или даже просто высокой температуры. Кроме того, такая гусеница не обеспечивала надежного сцепления с землей зимой и в гололедицу, танк становился плохо управляем. Наши танкисты обматывали гусеницы проволокой и цепями, вбивали в нее болты и шипы. Американцы, получившие рекламацию, разработали и стали поставлять в СССР штатные грунтозацепы и шипы, но полностью проблемы это так и не сняло.

В качестве иллюстрации успешного действия наших танкистов, воевавших на Шерманах, хочется процитировать слова одного наградного листа. Этот подвиг был совершён советскими танкистами в марте 1944 года во время наступления Красной армии на Украине.

"...Младший лейтенант Сивков А.В., в ночь с 13 на 14 марта, следуя по маршруту полка, по пути узнал, что по его маршруту в селе Явкине находиться противник. Это его не смутило и он решил во что бы то ни стало с боем пробиться к своей части. Подойдя вплотную к селу Явкину, младший лейтенант Сиваков открыл ураганный огонь из всех видов оружия танка М4А2, на предельной скорости ворвался в село. Умело маневрируя по улицам, создал видимость, что в село ворвалось, по меньшей мере 10 танков. Противник в панике метался от одного дома к другому, с одной улицы на другую, но всюду попадал под ураганный огонь и гусеницы танка.
...
В ночь с 14 на 15 марта противник , подтянув значительные силы, пошел в контратаку на село Явкино. Отражая атаку противника, маневрируя по селу, танк попал в противотанковый ров. Не имея возможности использовать пушку и пулеметы, Сивков дал возможность противнику вплотную подойти к танку и предложить сдаться экипажу в плен, на что Сивков ответил открытием огня и с возгласом: "Комсомольцы в плен не сдаются!" - забросал их гранатами.

Противник бежал, оставив десяток трупов у танка. Тогда младший лейтенант Сивков, используя зенитную установку, стал расстреливать убегающего противника. Израсходовав все боеприпасы, не имея возможности вести дальнейшую борьбу, младший лейтенант Сивков взорвал себя и поджег танк.

Вывод: представляю посмертно к званию Героя Советского Союза.

Командир 212-го отдельного танкового полка
Гвардии майор Барбашин.

На вооружении 212-го отдельного танкового полка, входившего в состав 4-ого гвардейского мехкорпуса состояли американские танки М4А2 "Генерал Шерман", которые поставлялись в СССР по ленд-лизу в годы войны.

После окончания военных действий на Дальнем Востоке часть ленд-лизовских американских "Шерманов" с горизонтальной подвеской (М4А2 (76)W HVSS) была переделана в тягачи. С танков сняли башни, а образовавшееся в крыше корпуса отверстие заварили стальным листом, на котором установили командирскую башенку с "Шермана". Тягачи оборудовали тяговой лебедкой и стрелой. Большая их часть поступила в восстановительные поезда железных дорог Северного Кавказа и Украины, где они эксплуатировались до конца 60-х годов.

Отдельные машины можно было встретить на Украине и в 80-е годы, а в восстановительном поезде железнодорожной станции Морозовская на Северном Кавказе тягач "Шерман" эксплуатировался до 1996 года!

По некоторым сведениям, на сегодняшний день в России сохранились только два таких тягача. В 1989 году "танковую колонну" музея ВВС Северного флота пополнил тягач "Шерман", поступивший из восстановительного поезда железнодорожной станции Ставрополь Северо-Кавказской железной дороги (последний из четырех тягачей, имевшихся в этом поезде, был сдан на металлолом в 1995 году).

Тягач "Шерман" восстановительного поезда станции Морозовская после списания в ноябре 1997 года железнодорожники передали в Центральный музей Великой Отечественной войны в Москве, который планирует реставрировать его в танк (дело осложняется отсутствием башни).

Автор: Е.Болдырев

Литература по теме:

Д.Ф.Лоза "Танкисты Великой Отечественной"

М.Барятинский "Танки ленд-лиза в бою"

Танки "Шерман" на Восточном фр...
Танки "Шерман" на Восточном фр...
Танки "Шерман" на Восточном фр...
Танки "Шерман" на Восточном фр...
Советские танки M4A2(76)W в Ве...
Советские танки M4A2(76)W в Ве...
Средний танк М4А2 "Генерал Шер...
Средний танк М4А2 "Генерал Шер...
Шерман на Поклонной горе. Моск...
Шерман на Поклонной горе. Моск...
Шерман на Поклонной горе. Моск...
Шерман на Поклонной горе. М...
Шерман в Абердинском музее
Шерман в Абердинском музее



 
Оцените этот материал:
(29 голосов, среднее 4.24 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить