001.jpg
The Russian Battlefield
005.jpg
Главная

Подписка на обновления

IREMEMBER.RU



Яндекс цитирования

Тяжелые танки ИС-1 и ИС-2

Печать
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 20.09.2005 17:44
Последняя редакция 11.02.2012 16:08
Материал читали 94809 человек

31 июля в Кубинку на НИИБТПолигон для прохождения госиспытаний прибыли танки KB-85 и ИС-85. Технику сопровождали 28 специалистов во главе с главным инженером завода № 100 Н. М. Синевым. Испытания начались 2 августа и проводились комиссией под председательством начальника Технического управления ГБТУ Красной Армии генерал-майора С. А. Афонина. Артиллерийские испытания проходили на Гороховецком артиллерийском полигоне. По их результатам комиссия рекомендовала оба образца к принятию на вооружение. 8 августа колонна опытных боевых машин прошла по улицам Москвы в Кремль, где они были осмотрены Сталиным, Молотовым, Ворошиловым, Берией, и другими. Интересно отметить, что перед показом из машин удалили всех членов экипажа (за исключением механиков-водителей), заменив их сотрудниками НКВД.

4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043сс тяжелый танк ИС-85 приняли на вооружение Красной Армии. Этим же постановлением Опытный завод № 100 обязывали спроектировать, изготовить и испытать совместно с Техуправлением ГБТУ до 15 октября 1943 года танк ИС, вооруженный пушкой калибра 122 мм, а до 1 ноября артсамоход на его базе (ИСУ-152).

Первым идею вооружения ИСа орудием более крупного, чем 85 мм, калибра высказал директор и главный конструктор завода № 100 Ж. Я. Котин. В начале августа 1943 года изучая итоги Курской битвы он обратил внимание на то, что из всех артсистем наиболее успешно боролась с «Тиграми» 122-мм корпусная пушка А-19 обр. 1931/37 года.

К такому же выводу пришли и конструкторы завода № 9, где был разработан и изготовлен опытный образец тяжелого противотанкового орудия Д-2 путем наложения ствола с баллистикой пушки А-19 на лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30. Использовать это мощное орудие предполагалось в первую очередь для борьбы с тяжелыми танками противника. Но поскольку ствол такой пушки был вмонтирован в люльку и лафет М-30 и орудие Д-2 успешно прошло испытания, реальной стала идея установки ствола А-19 в танк с применением круглой люльки, противооткатных устройств и подъемного механизма от опытной танковой 122-мм гаубицы У-11, как это было сделано при создании 85-мм пушек Д-5Т и Д-5С. Правда это было возможно только при условии введения в конструкцию орудия дульного тормоза.

Получив с завода № 100 необходимую документацию, в КБ завода № 9 быстро выполнили эскизный проект компоновки А-19 в башне танка ИС-85, который Ж. Я. Котин повез в Москву. Проект очень понравился наркому танковой промышленности В. А. Малышеву и был одобрен Сталиным. Постановлением ГКО № 4479сс от 31 октября 1943 года танк ИС со 122 мм пушкой был принят на вооружение Красной Армии. При этом заводу № 9 предписывалось изготовить к 11 ноября 1943 года танковый вариант орудия А-19 с поршневым затвором и предъявить его на испытания стрельбой к 27 ноября. Одновременно приказывалось оснастить это орудие клиновым затвором и начать его выпуск в 1944 году. Было разрешено также и изготовление опытных образцов 100-мм пушек для вооружения танка ИС.

Первый образец пушки «А-19 танковая» изготовили 12 ноября — в люльку Д-5Т установили ствол пушки Д-2 снятый с лафета М-30 с дополнительной обточкой его направляющей части до диаметра люльки. С орудия Д-2 позаимствовали и Т-образный дульный тормоз.

Государственные испытания танка ИС-122 (объект 240) прошли очень быстро и, в общем, успешно. После чего танк перебросили на один из подмосковных полигонов на котором из 122-мм пушки с дистанции 1500 метров в присутствии К. Е. Ворошилова был сделан выстрел по пустому, уже расстрелянному трофейному немецкому танку «Пантера».

Снаряд, пробив бортовую броню развернутой вправо башни ударил в противоположный лист, оторвал его по сварке и отбросил на несколько метров. В ходе испытания у пушки А-19 разорвало Т-образный дульный тормоз, при этом Ворошилов едва не погиб. После этого дульный тормоз заменили на другой — двухкамерный, немецкого типа.

Первые серийные танки ИС-85 были изготовлены в октябре 1943 года, а ИС-122 — в декабре. Параллельно со сборкой ИСов в цехах ЧКЗ вплоть до конца года продолжался выпуск танков КВ-85. В январе 1944 года цехи ЧКЗ покинули последние 40 ИС-85, после чего из его ворот во все возрастающих количествах выходили только ИС-122, оснащенные уже новым 122-мм орудием Д-25Т с клиновым полуавтоматическим затвором, за счет которого удалось немного повысить скорострельность (с 1 — 1,5 до 1,5–2 выстр/мин). С марта 1944 года дульный тормоз немецкого типа заменили более эффективным — конструкции ЦАКБ. С этого же времени танки ИС-85 были переименованы в ИС-1, а ИС-122 — в ИС-2.

Однако вопрос вооружения танка ИС-2 не был закрыт полностью. Военных не устраивали ни низкая скорострельность, ни малый боекомплект — 28 выстрелов раздельного заряжания. Для сравнения: боекомплект ИС-1 состоял из 59 выстрелов, а КВ-1с — из 114.

Кроме того, уже после первых столкновений ИС-2 с тяжелыми танками противника выяснилось, что штатный 122-мм остроголовый бронебойный снаряд БР-471 способен пробить лобовую броню «Пантеры» лишь с дистанции 600 — 700 метров. Более слабая лобовая броня «Тигра» могла быть пробита с расстояния 1200 метров, но попасть с такой дистанции в немецкий танк могли только хорошо подготовленные опытные наводчики. При обстреле немецких танков мощными осколочно-фугасными гранатами ОФ-471, имело место растрескивание сварных швов и даже отрыв лобового листа по сварке. Первые результаты боевого использования ИСов подтвердившиеся, кстати сказать, и стрельбовыми испытаниями танка на полигоне в Кубинке в январе 1944 года заставили конструкторов искать новые решения.

Впрочем, с осени 1944 года вопрос об увеличении бронепробиваемости снарядов отпал сам собой. Пушка Д-25Т внезапно начала прекрасно поражать немецкие танки. В донесениях из частей встречались описания случаев, когда 122-мм снаряд БР-471, пущенный с дистанции более 2500 м, рикошетируя от лобовой брони «Пантеры», оставлял в ней громадные проломы.

Это объяснялось тем, что с лета 1944 года немцы, ввиду острого недостатка марганца, начали использовать высокоуглеродистую броню, легированную никелем и отличавшуюся повышенной хрупкостью, особенно в местах сварных швов.



 
Оцените этот материал:
(72 голосов, среднее 4.33 из 5)

Комментарии 

 
0 #7 Валерий Потапов 17.09.2011 12:51
Цитирую Wowa:
ИС2 - Супер танк. По бронированию аж
КВ1 превосходит. Да жаль его только в
1944 году выпустили - так мы бы фрицев
с начала войны и погнали бы. Ну по крайней мере ещё одну героическую страничку России создали

Их бы точно также всех потеряли бы, как это произошло с 90% всего довоенного танкового парка.
 
 
+1 #6 UL7276 04.05.2011 20:24
Уважаемый Валерий Потапов!
Повторюсь: Ваша статья мне нравится, да и весь сайт очень даже неплох, хороший сайт, как я полагаю, посвященный, благородному делу сохранения российского интеллектуально го суверенитета.
Смысл моего комментария к Вашей статье не в описании некоторого, пусть даже и красивого факта: как смотрится истребление «Пантер» экипажами ИС- вторых! Смысл комментария в сочетании представительно го факта и его анализа на основе соотношения потерь и надежных тактических нормативов. Подобный анализ все ставит на свои места. ИС- второй - универсальная машина, для которой истребление "Тигров" и "Пантер" - важный, гарантированно выполнимый, но далеко не единственный (!) и, уж точно, не главный элемент предназначения, относимого, как минимум, к оперативному уровню.
Альтернатива объективному анализу - приписываемая некоему г-ну Б."бордель" танкового боя "один на один", в которой для гарантированног о поражения "Тигра" нужно было 3 ИС-вторых. Не буду ссылаться на Гудериана и немецкие инструкции, написанные для экипажей "Тигров" после появления на поле боя ИС-вторых, они широко известны. Приведу простые соображения. 122мм орудие не блистало скорострельност ью, поэтому его навряд-ли установили бы на ИС-2, не убедившись предварительно (на Курской дуге!) в высокой противотанковой эффективности артиллерийских орудий того же калибра, а так же (!) и не более скорострельных СУ-152-х... Слабого "Сталина" товарищ Сталин на поле боя бы "нэ отправил" (о судьбе конструкторов слабого "Сталина", если бы таковой и был разработан, лучше вообще не думать...). Для ясности: закономерно оставшиеся в тени ИС- второго ИС-1 и КВ-85 были сработанными "на злобу дня" и без дополнительных усилий приемлемыми эквивалентами "Пантеры", но требовалось и было по плечу явно большее (понятно, что вся полемика в адрес г-на Б.).
О приводимых примерах и проч. Нарушать суверенитет автора в части используемых примеров в мои планы не входило. Кстати, в вашей статье есть отличные данные о действиях 72-й ОГвТТП в период с 20 апреля по 10 мая 1944 года, т.е., в самом начале боевого применения ИС- вторых Начало, надо отметить, было громкое! За этими данными мог бы следовать анализ, сходный по смыслу с приведенным в моем комментарии, а уж затем (более сжато) про живучесть ИС-122 и т.д. Еще интереснее было бы свести вместе упомянутый пример с примером из моего комментария, но это уже была бы другая статья.
Размеры статьи мне большими не показались. Но полагаю, что если Вы решитесь делать новую редакцию, то сможете прийти к приемлемому равновесию "двух историй": создания и боевого применения ИС-2 на уровне ~ 9 страниц. Как и при конструировании танка (или любого другого объекта) все решает равновесие (др. названия баланс, компромисс и т.д.). В данном случае основное ограничение - необходимость рассчитывать минут на 15 читательского внимания и не более.
 
 
+2 #5 Валерий Потапов 03.05.2011 10:46
Спасибо за дополнение!
Танки ИС применялись практически повсеместно и участвовали во многих операциях, поэтому приводить примерых их боевого применения можно почти до бесконечности. Все ограничивается лишь доводами разума: мало кто захочет читать такой длинный текст (он уже и так на 11 страниц потянул). А шибко интересующимся историей ИСов все-равно лучше бы купить соответствующую литературу.
Только этими соображениями и обусловлено то, почему я и не привел многих интересных боевых эпизодов.
 
 
+8 #4 UL7276 03.05.2011 04:27
Уважаемый Валерий Потапов! Статья очень хороша тем, что в ней прослежен не только технико-исторический аспект создания ИС-2, но и затрагиваются выдающиеся боевые свойства Этой Машины. По-моему, данную статью (в части сравнения с аналогами) мог бы украсить отрывок, подобный приводимому далее.
...78-й ОГвТТП (~ 20 ИС-2), наступая на г.Дебрецен, с 6 по 31 октября (1944г.) уничтожил 6 «Тигров», 30 «Пантер», 10 танков T-IV, 1 САУ «Фердинанд» (?), 24 САУ различного калибра, 109 пушек, 38 БТР,..., 2 склада боеприпасов и 12 самолетов на аэродроме. Безвозвратные потери полка - два (!!!) сгоревших от фаустпатронов (!) ИС-2; 16 танков повреждено в различной степени.
16 октября, атакуя г. Каньяр, обороняемый 10-ю «Пантерами», полк уничтожил 5 из них. На следующий день, потеряв 3 машины, танкисты сожгли еще 7 «Пантер» (те, скорее всего, получили уже бесполезное подкрепление).
При атаке (с 63-й мех. бригадой) нас. пункта Хайду-Багош двум (!) ИС-2 пришлось вести бой с пятью (!) танками T-V «Пантера». В результате танковой дуэли ИС-2 уничтожили три T-V. Наши потери - один ИС-2 подбит фаустпатроном (не из танка!).
19 октября, овладев Хайду-Багош, ИС- вторые ворвались в г. Дебрецен, где уничтожили 2 ранее уцелевшие «Пантеры»...
Показательно, что за 25 дней наступления 78-й ОГвТТП безвозвратно потерял только две (!!!) машины, да и то не в боях с танками противника. Потери противника даже после отсеивающего возможные преувеличения деления на два указывают на надвигавшуюся и вполне закономерную катастрофу немецкого танкостроения и танковых войск. Почему закономерную? Потому что, при (гипотетическом ) примерном равенстве боевых возможностей наших и немецких танков для отражения наступления 20-ти ИС - вторых противнику было бы достаточно ~ 14-ти машин (при ведении огня с места с подготовленных рубежей) и ~ 7 машин при ведении огня из окопов; с учетом инициативы наступающей стороны - примерно 20-ти машин. Но ИС-вторые вошли в Дебрецен, хотя, машин у противника было значительно больше указанного.
Почему немцы оказались биты на "танкостроительн ом фронте"?
Потому что уровень соответствия текущим боевым условиям и их будущим изменениям у наших Т-34-76 и КВ-1 во всех смыслах оказался таким, что СССР мог позволить себе(!) ограничиться их модернизацией, тем более, что конструктивные резервы(!) машин, наличие нужных орудийных стволов и мощный инженерный интеллект это вполне позволяли (а вынужденная эвакуация на это подталкивала). Германия такой возможности в отношении своих танков не имела. Полагаю, что, нагрузив дополнительным весом и испытав пробегом трофейные Т-34-76 и КВ-1, немцы быстро это поняли и начали печь "сырых тяжеловесов", да и гос. заказ в условиях рынка...
ИС-второй и дела Людей, которые создавали Машину и вели ее в бой недооценены. По-моему, стоит прекратить считать себя "сирыми и убогими" и сказать: ИС-2 не стал истребителем "Тигров" и "Пантер", бери выше, он стал кошмаром и для них, и для всего вермахта.
 
 
+1 #3 B 25.04.2011 15:57
Хороша ложка к обеду. Было бы не плохо иметь этот танк аж в 1941.
 
 
+3 #2 Wowa 25.04.2011 10:07
ИС2 - Супер танк. По бронированию аж
КВ1 превосходит. Да жаль его только в
1944 году выпустили - так мы бы фрицев
с начала войны и погнали бы. Ну по крайней мере ещё одну героическую страничку России создали
 
 
0 #1 Insane 17.03.2011 14:03
Js-2 one of the most beautiful vehicles made :-)
 

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить