СОЮЗНИКИ: основные аспекты воздушной войны

Печать
Автор: zmerus
Впервые опубликовано 22.11.2011 10:41
Последняя редакция 16.11.2015 10:42
Материал читали 20706 человек

Сегодня хотелось бы коснуться вопроса основных аспектов воздушной войны союзников — Великобритании и США — против нацисткой Германии в 1939–1945 гг. и применения против нее стратегических бомбардировок. Данный вопрос в отечественной историографии, как правило, вызывал самые противоречивые мнения и оценки, начиная от непосредственной эффективности воздействия бомбардировок на экономику Германии и ее сателлитов и заканчивая морально-этическими оценками подобного способа ведения войны как таковой.

Доктрина глобальной воздушной войны была выдвинута и обоснована такими теоретиками и апологетами концепции использования Военно-Воздушных Сил как решительного и ключевого фактора победы над развитым в военно-экономическом отношении противником как Джулио Дуэ, Хью Тренчард и Уильям Митчелл.

В США в школе тактики корпуса ВВС к лету 1941 года зародился и сформировался орган планирования и управления, называемый AWPD-1 (Air War Plans Division) — отдел планирования воздушной войны. Главной целью и задачей создания отдела являлось ни много ни мало вывод Германии из войны (вплоть до капитуляции) в течение 6 месяцев без сухопутного вторжения на Европейский континент. Будущее показало утопичность этого плана, но на момент создания организации задача ставилась именно так. После вступления США в войну в преддверии высадки американцев на северо-африканском ТВД, на высшем уровне была принята договоренность о создании предпосылок к совместному бомбардировочному наступлению — CBO («Combined Bomber Offensive») с целью разрушения ключевых объектов промышленного, транспортного, энергетического и топливного комплексов Германии, доктрина которого, в конечном итоге, оформилась на совместной конференции в Касабланке 21-го января 1943 года в виде конкретной операции под кодовым название «Поинтблэнк» (Pointblank).

Первые контакты по распределению функций и обязанностей сторон состоялись еще в январе 1941 года на совместной англо-американской конференции, известной как АВС-1, где в качестве необходимого условия США потребовали от Великобритании гарантии обеспечения полной наземной безопасности своих баз как непосредственно на территории Великобритании, так и во всем средиземноморском регионе. Именно после предоставления гарантий и урегулирования технических и тактических аспектов, совместной коллегией ВМС и Сухопутных Сил США был принят так называемый план «Радуга-5», предопределяющий роль США в войне. Как следствие из этого плана, протоколом 95–5 от 20 июня 1941 года были созданы армейские ВВС под командованием генерала ВВС Хэпа Арнольда. Законченный генеральный план вединия воздушной войны против Германии был представлен Комитету начальников штабов 12 августа 1941 года.

Согласно плану были идентифицированы 154 ключевых объектов на территории Германии, вывод из строя которых должен был предопределить ее поражение и, как следствие, ее выход из войны. Расчетное количество ресурсов, необходимых для успешного претворения этого плана в жизнь (против одной только Германии): 61 800 самолетов, 180 000 офицеров, 1 985 000 списочного персонала, итого 2 165 000 человек. По плану требовалось не менее 11 000 тяжелых бомбардировщиков и, что являлось ключевым, способность возмещать их потери в количестве не менее 770 машин в месяц. Это, напомню, потребности только для США, не считая Bеликобритании.

Забегая вперед, скажем, что в сентябре 1945 года, совместная оценочная комиссия ВВС, Комитета начальников штабов и Управления стратегических служб (предшественник ЦРУ) провели всестороннее исследование эффективности стратегического воздушного наступления на Рейх, которое оформилось 30 сентября в виде USSBS - United States Strategic Bombing Survey, насчитывающее 10 томов.

Здесь я хочу напомнить читателю, что за годы войны в рамках Стратегического Воздушного Наступления на Германию было совершено 1 440 000 боевых вылетов бомбардировочной и 2 680 000 боевых вылетов истребительной авиаци, сброшено порядка 2,7 млн. тонн авиабомб. Безвозвратные потери ВВС Великобритании и США составили 79 265 и 79 281 человек соответственно. Только безвозвратные потери самолетов (сбитые, разбившиеся и не подлежащие восстановлению) составили свыше 18 000 машин в ВВС США (USAF) и св. 22 000 машин в ВВС Великобритании (RAF). Суммарное количество полностью разрушенных и сильно поврежденных построек всех типов в Германии превысило 3,6 млн, или 21% от всех построек, существовавших на территории страны. Число потерь гражданского населения Германии оценивается в более чем 300 тыс.погибших и 780 тыс. раненных. Помимо этого, к концу войны потеряли кров (попросту говоря, стали бездомными) свыше 7,5 млн. немцев, или 11% населения Германии.

Если первыми рейдом тяжелых бомбардировщиков ВВС Великобритании (Бленхеймы и Веллингтоны) считаются налеты на базу Кригсмарине Вильгельмсгаффе 4 сентября и 18 декабря 1939 года (ввиду отсутствия истребительного сопровождения окончившиеся провалом), то первым налетом ВВС США в Европе официально принято считать рейд 17 августа 1942 года на железнодорожный узел в Руэне (Франция) двенадцати бомбардировщиков В-17 в сопровождении английских истребителей эскорта, то есть задолго до Касабланкского соглашения. Бомбардировщики потерь не понесли, точность бомбометания составила 50% бомбовой нагрузки. Этот «пробный» налет позволил сделать ряд выводов и разработать рекомендации для дальнейших операций, в частности был отмечен тот факт, что уровень концентрации немецкой ПВО на ключевых коммуникационных объектах сильно недооценивался. Налет 19 августа двадцати четырех В-17 на Абвилль закончился полным успехом, равно как и налет на судостроительные верфи Вильтона во Франции 21 августа.

Таблица 1. Рост зенитной артиллерии Германии к 1942 г.
Год Тяжелые батареи (88-мм и 105-мм) Легкие батареи (20-мм и 37-мм)
1939 657 580
1940 791 686
1941 957 752
1942 1148 892
Таблица 2. Распределение германских батарей ПВО в 1942 г.
Фронты Тяжелые батареи (88-мм и 105-мм) Легкие батареи (20-мм и 37-мм)
ПВО Германии 744 438
Западный фронт 122 183
Северный фронт 44 36
Юго-Восточный фронт 60 47
Восточный фронт 148 162
Южный фронт 30 26
Итого 1148 892

Первым крупномасштабным налетом ВВС США считается налет ста восьми B-17 под эскортом англичан на сталелитейный завод в Cayeuх. Было сброжено 167 тонн фугасных 500-фунтовых авиабомб; потери составили 4 В-17 сбитыми и еще 46 получили повреждения различной степени. Было сбито 4 немецких истребителя и повреждено 25 (по рапортам пилотов эскорта и бортстрелков).

Однако в целом, дневные рейды американцев 1942 — начала 1943 гг. были признаны, в целом, малоэффективными. В Великобритании встал вопрос о временном прекращении дневных бомбардировок, проводимых американцами, ввиду неспособности ВВС США поражать глубинные цели на территории Германии в дневное время и присоединения американцев к ночным бомбардировкам, что повлекло со стороны VIII-го экспедиционного бомбардировочного командования ВВС США генерала Эйкера решительный отказ. Причиной было отсутствие необходимого технического оснащения самолетов и подготовки экипажей для ночных рейдов.

Всего же, по немецким данным, в 1941 году было совершено около 1000 налетов стратегической авиации ВВС США и Великобритании, в том числе17 крупных, в ходе которых сбрасывалось более чем по 5000 тонн различных бомб. Для противодействия налетам в 1942–1944 гг. немцы создали дополнительно 8 истребительных эскадр, а штат уже имеющихся увеличили на 30%.

Созданный генералом Арнольдом Комитет оперативного анализа (Committee of Operations Analysts — COA) целиком и полностью разделил это мнение. После ряда прений и дискуссий, после четкой расстановки целей и приоритетов, на финальном совещании 15 марта 1943 года, союзники пришли к консенсусу, который проявился в выработке так называемой «Операции в 4 фазы», которые включали:

Фаза 1: апрель-июль 1943 г.— концентрация усилий на бомбардировке доков, верфей и баз подводных лодок немцев в радиусе поддержки существующих истребителей эскорта.

Фаза 2: июль-октябрь 1943 г.— концентрация 75% усилий на бомбардировке заводов по сборке истребителей и 25% на заводах по производству субмарин в радиусе 500 миль (ок. 780 км.) от континентальной береговой линии.

Фаза 3: октябрь 1943 — январь 1944 гг.— многозадачные вылеты по ходу сложившейся обстановки

Фаза 4: с января 1944 г.— неограниченные вылеты, определяемые лишь радиусом действия бомбардировщиков.

К апрелю 1943 года Эйкер окончательно убедился в способности дневных бомбардировщиков прорываться к целям сквозь немецкую ПВО непосредственно на территорию Германии. Однако в среднем на апрель 1943 года 8-й воздушный флот насчитывал 337 тяжелых бомбардировщиков, из которых среднее число боеготовых составляло лишь 153.

Первым рейдом непосредственно на территорию Германии был налет 91 В-17 27 января 1943 года на базу подводных лодок в Вильгельмсхавене (потеряно 3 бомбардировщика). 11 июня налет повторился с участием уже 168 В-17 (потеряно 8).

Одновременные налеты 122 машин на Бремен и 60 на Киль 13 июня дали потери уже по 26 самолетов в каждом (21% и 43% соответственно).

В июне 1943 года производство истребителей в Германии превысило отметку в 1000 ед. в месяц. На это же время 70% наличествующей немецкой истребительной авиации были сконцентрированы на Западном ТВД. Немцам пришлось создавать грандиозную систему ПВО, насчитывающую 5 оборонительных поясов, которые состояли из радарных станций, станций раннего оповещения, станций наведения и непосредственно баз истребителей.

В итоге приоритетной задачей 8-й ВА США на июль 1943 — весну 1944 гг. было признано разрушение ВВС ПВО Германии как единой функциональной системы. [Примечателен первый налет в рамках этой задачи 27 июля 36 В-17 на завод AGO Flugzeugwerk в Ошерслебене, крупнейшего производителя FW-190. Завод полностью остановился на 4 недели. Было потеряно 15 В-17 из 36. Здесь впервые была применена тактика превентивного удара, когда 105 Р-47 с дополнительными 205-ти галонными топливными баками внезапно атаковали формацию из 60 немецких истребителей, совершенно не ожидавших встретить в данном районе истребители эскорта. В итоге было сбито 9 Bf-109 при потере одного Р-47 — прим. автора]

13 августа 1943 года части 9-й воздушной армии США, базируясь на аэродромах Северной Африки, нанесли удар по заводам Мессершмитта в Винер-Нейштадте (Австрия). В налете участвовал 61 американский самолет В-24 Либерейтор.

Однако в свете последующих событий командованию 8-й ВА пришлось смотреть на развитие операции в целом со всё возрастающим скепсисом и тревогой. Одновременный налет 17 августа 230 В-17 на крупнейший в в Европе шарикоподшипниковый завод (Швайфурт), обеспечивающий 40% потребностей в подшипниках для машиностроения Германии дал потери в 26 машин; налет же 146 В-17 на завод Мессершмитта в Регенсбурге дал потери в 36 машин. Немцы подняли в воздух одновременно 300 истребителей, потеряв 25 машин.

За лето 1943 года ударам с воздуха подверглось, в общей сложности, 14 предприятий самолетостроительной промышленности, на которые было сброшено 5092 тонн бомб.

6 сентября 407 бомбардировщиков бомбили авиационные и шарикоподшипниковые заводы в Штутгарте, потеряв 65 машин.

14 октября 1943 года получило название «черный четверг»; из 299 В-17 повторно бомбивших Швайфурт, 60 были сбиты и 138 повреждены. Однако завод был практически полностью выведен из строя.

В целом, за ту неделю на 1342 боевых вылета пришлась потеря 152 бомбардировщиков, или 11,3%; еще 42% самолетов получили разной степени повреждения. Потери экипажей только погибшими и пропавшими без вести составили более 1500 человек.

Наступил кризис дневных бомбардировок, связанный с тем, что истребители эскорта не могли сопровождать бомбардировщики до цели ввиду нехватки запаса топлива, а потери последних достигли неприемлемо высокого уровня. Введение новых 75-галонных баков высокого давления, встраиваемых в крылья истребителя Р-47, увеличило радиус сопровождения до 520 миль, что, однако, кардинально проблему не решало.

В середине декабря 8-я американская ВА получила возможность совершать налеты, в которых одновременно принимали участие до 600 бомбардировщиков. Первым такому удару подвергся Киль, на который 13 декабря 1943 года было сброшено бомб общим весом до 1600 тонн. В конце декабря 600 четырехмоторных бомбардировщиков атаковали Людвигсгафен.

Англичане, как и ранее, целенаправленно фокусировали усилия на ковровых ночныx бомбардировках немецких городов.

За 1943 год английскими ВВС было совершено:

30 налетов, в каждом из которых было сброшено — 500–1000 тонн бомб

16 налетов, в каждом из которых было сброшено — 1000–1500 тонн бомб

6 налетов, в каждом из которых было сброшено — 1500–2000 тонн бомб

8 налетов, в каждом из которых было сброшено — свыше 2000 тонн бомб

Всего за этот период на Германию было сброшено 136 000 тонн различных бомб.

В 1942 году один сбитый бомбардировщик приходился, в среднем, на каждые 40 тонн сброшенных бомб, а в 1943 году — уже на каждые 80 тонн.

Ситуация радикально улучшилась с массовым поступлением на вооружение в истребительные эскортные группы 8-й ВА истребителей Р-51 «Мустанг», имевших радиус действия 1800 миль. Также было решено сменить тактику истребительного прикрытия формаций, перейдя от сугубо оборонительной к агрессивно-наступательной, разрешая группам истребителей так называемую «свободную охоту».

Однако к концу 1943 года наметилась тенденция к замедлению роста бомбардировочного авиапарка США. Так, к концу года 8-я ВА имела в наличии 816 тяжелых бомбардировщиков вместо 1068 положенных, согласно плану кампании на этот период. Принятыми энергичными мерами удалось почти удвоить выпуск бомбардировщиков промышленностью, но также пришлось значительно сократить поставки машин на другие ТВД, наращивая силы в Европе. Также для нужд СВО передается базирующаяся в Средиземноморье 15-я ВА ВВС США в составе 21 группы тяжелых бомбардировщиков и 9 групп истребителей; с основной задачей нанесения ударов по городам и промышленным центрам южной Германии.

11 января 1944 года был совершен массированный налет на авиастроительные заводы в Брауншвейге, Ошерлебене и Хальберштадте (одних только групп истребителей эскорта насчитывалось 9). Над Брауншвейгом 354-я истребительная группа в количестве 44 Р-51 сбила 15 немецких истребителей Ме-110 не потеряв ни одного своего, что явилось своеобразным рекордом. Именно за этот бой майор Джеймc Ховард, лично сбивший в бою 6 немецких истребителей, получил Почетную Медаль Конгресса — единственный случай подобной награды за всю историю стратегических бомбардировок.


Дебют Р-51 командование ВВС США в Европе признало просто ошеломляющим. За январь-февраль 1944 года количество действующих истребителей в ПВО Люфтваффе упало на 44%. Благодаря дальности полета и тактике свободной охоты, «Мустанги» не только успешно эскортировали бомбардировщики, но и отправлялись на самостоятельные миссии, нанося рейдерские удары по наземным целям.

Вкупе с разом «просевшим» выпуском новых самолетов и резко подскочившими потерями машин и опытных пилотов, в начале 1944 года отчетливо обозначился кризис в истребительных частях ПВО Люфтваффе.

19 февраля 1944 года USAF и RAF был нанесен самый массированный доселе налет. Был нанесен одновременный удар по всем 14 авиастрoительным заводам Германии, на которые американцы за 3 800 бомбардировочных самолето-вылетов сбросили 6000 тонн бомб; за тот же день англичане совершили 2351 самолето-вылетов и сбросили 12 177 тонн бомб на пять крупнейших промышленных городов Германии. истребительная авиация в этот день совершила 3700 самолето-вылетов.

Потери американцев составили 226 бомбардировщиков и 28 истребителей сбитыми. Однако 75% зданий, ответственных за выпуск 90% всей авиационной техники Германии были разрушены или сильно повреждены. Хотя немцы довольно быстро восстановили производство и впоследствии наращивали его, в последующие полтора месяца производство самолетов всех типов составляло 46% от до-февральского. Количество потерь одномоторных истребителей увеличилось на 20%, а потери пилотов — на 33%. Налеты на авиазаводы Германии в рамках программы завоевания господства в воздухе летом 1943 — весной 1944 гг. дало спад производства истребителей Ме-109 с 725 машин в июле 1943 года до 536 машин в сентябре, а к декабрю снизился до 357 единиц. Производство FW-190 упало с 325 единиц в июле до 202 единиц в декабре.

Была перехвачена секретная немецкая телеграмма, в которой сообщалось, что с января по май люфтваффе безвозвратно потеряли в частях ПВО 1684 пилота. Немцы вынуждены были массово вливать в боевые части молодых пилотов с гораздо более слабой летной подготовкой, нежели ранее. Потери истребителей на Западе и в системе ПВО Германии в январе 1944 года составили 1115 истребителей, в феврале — 1118 и в марте — 1217 самолетов.

Немецкие ВВС несли также значительные потери, не связанные непосредственно с налетами противника. Так, например, за февраль 1944 года немецкая авиация потеряла по разным небоевым причинам 408 человек летного состава (или другого состава, участвовавшего в полетах) убитыми и 227 человек летного состава (или другого состава, участвовавшего в полетах) ранеными.

За тот же месяц подобным же образом, то есть без вмешательства противника, было потеряно свыше 1300 самолетов:

Таблица 3. Причины аварий германских ВВС за февраль 1944 г.
Ошибки пилота при посадке 33,1
Случайное попадание в плохие метеорологические условия 9,9
Аварии при рулежке 9,7
Ошибки пилотирования 7,4
Плохое состояние аэродрома 6,6
Ошибки пилота на взлете 6,3
Столкновения самолетов на аэродроме 6,1
Нехватка горючего 3,7
Потеря ориентировки 3,1
Задевание за обсадку на аэродроме 2,9
Столкновение самолетов в воздухе 2,1
Неустранимые поломки и повреждения 1,9
Невыясненные причины 1,7
Навигационные ошибки 1,3
Игнорирование правил безопасности 1,3
Ошибки аэродромно-технического персонала 1,0
Временная потеря сознания или зрения 0,6
Поражение немецким же оружием 0,5
Попадание под винт другого самолета 0,4
Серьезные нарушения летной дисциплины 0,2
Неправильный прогноз погоды 0,2

По американским данным, за этот период истребителями США в воздушных боях было сбито 446 немецких истребителей и около 900 уничтожены на земле во время рейдов.

На докладе СВО от 14 апреля 44-го было заявлено, что угроза люфтваффе минимизирована до приемлемого уровня в контексте сухопутной высадки в Европе. Так же, на совещании 25 мая было принято решение о применении стратегических бомбардировщиков с целью разрушения немецких транспортных коммуникаций в северо-западной Европе с целью парализации немецких войсковых перебросок и снабжения.

Английская авиация удвоила число ночных налетов и количество используемых в них самолетов при неуклонном качественном наполнении эффективности рейдов.К примеру, если в мае 1942 года во время первых налетов на Кёльн требовалось 1000 самолетов и около полутора часов, чтобы сбросить 1500 тонн бомб, то к концу 1943 года те же самые результаты достигались всего лишь 400 самолетами в течение 15 минут.

С весны 1944 года обозначился системный упадок и в конечном счете крах немецкой системы ПВО не только на оккупированных территорий в Европе, но и непосредственно в самой Германии. Критическая «точка слома» произошла в январе-мае 1944 года; и далее, не смотря на все возрастающее количество произведенных истребителей и численного наполнения наземных войск ПВО, (в 1944 г. было произведено 39 807 самолетов всех типов против 15 596 в 1942 г.) Германия была практически открыта и уязвима для ударов неограниченной интенсивности в своей любой географической точке. Половина (!) всех боевых вылетов бомбардировщиков за всю войну было совершено после апреля 1944 года, тогда как 73% всех потерь бомбардировщиков пришлось до этого времени. Уже с конца 1942 года, бытовал такой термин как «доминирование Харисса» — ночные рейды англичан числом в тысячу бомбардировщиков на города Германии.

С мая 1944 года в рамках программы по разрушению выявленных СОА 54 топливных баз и предприятий Германии, разрушение которых способствовало бы падению снабжения горючим ВС Германии на 25%, начались массированные налеты на нефтеперерабатывающие заводы Румынии. Именно после начала налетов на Румынию А. Шпеер, министр вооружений Германии, высказался, что «впервые наличие столь серьезного дефицита базовых ресурсов вызвало столь серьезное беспокойство относительно будущего хода войны».


Всего USAF и RAF провели 555 отдельных миссий против 133 основных центров германской топливной промышленности, плюс множество отдельных тактических рейдов против нефтехранилищ и складов ГСМ. На эти объекты пришлось 13% всех бомбовых грузов, сброшенных Союзниками в 1944–1945 гг. К началу 1945 года, производство авиабензина упало на 91%. К июлю 1944 года производство топлива в Германии упало на 30% и эта цифра все более увеличивалась и далее, вплоть до окончания войны. Если в январе-апреле среднемесячное производство синтетического горючего в Германии составляло 75 000 тонн, то в декабре эта цифра составила менее 20 000.

По данным аналитического доклада USSBS, к середине января 1945 года крупномасшатбные операции люфтваффе или моторизованных сухопутных частей были невозможны.

Помимо этого, падение добычи и переработки нефти вызвало критический спад в производстве порохов и взрывчатых веществ вплоть до полного паралича, а так же производство резины и практически всего спектра синтетической химической промышленности. Но наибольшим достижением всей кампании USSBS считает практически полный транспортный паралич Германии.

К примеру, к концу июня 1944 года железнодорожная сеть во Франции была полностью парализована и не функционировала вообще. В кампаниях 1944–1945 гг. транспортная система получила 32% всего тоннажа сброшенных бомб. Операция по тотальному разрушению дорожного, железнодорожного и водного сообщения началась с 9 сентября 1944 г. К концу октября было достигнуто так называемое «state of helplessness», или «состояние полной беспомощности», которое достигло своего пика к январю 1945 года. В Германии наступил практически полный транспортный паралич. Производство резко пошло на убыль ввиду невозможности логистических коммуникаций. Практически невозможна стала и доставка готовых вооружений на фронт (как пример — количество новых самолетов в Германии на складах к 30 февраля 1945 года составляло 31 228 единиц, танков и САУ на балансе у армии после приемки числилось свыше 13,6 тыс. единиц на 1 февраля 1945 года, тогда как реально в действующей армии насчитывалось менее 4,5 тыс. машин).

Задолго до этого, уже в июне 1943 года (по исследованию British Bombing Survey Unit) в 58 крупнейших по численности населения городах Германии средняя площадь полного разрушения составляла 14 квадратных миль на город. (ок. 46 км2), а к марту 1944 года эта величина достигла 36 кв. миль. В 61 крупном городе и 31 средних городах было разрушено до 50% городских построек.

Воздействию на немецкую танковою промышленность эксперты USSBS дают довольно сдержанную оценку, оценивая общий «недовыпуск» порядка 1000 машин. Наиболее успешным в данной области выглядит налет на заводы Алькетт в ноябре 1943 года, когда было сброшено 1 454 тонн бомб. Производство одной из самых эффективных боевых машин Германии — САУ StuG — было практически парализовано на 2 месяца. Ситуация была настолько серьезной, что был разработан, принят на вооружение и запущен в производство на заводах ВМW, а позднее и Шкода более дешевый и упрощенный вариант штурмовой САУ «Хетцер», «эрзац-альтернатива», по настоянию Гудериана переквалифицированный в истребитель танков [возможно, немцы и считали «Хетцер» эрзацем, однако по оценке советских специалистов эта САУ оказалась на удивление удачной: малозаметной, маневренной, с хорошим вооружением и бронированием — прим. V_P]. Налеты на заводы Хеншель в сентябре 1944 года снизили выпуск «Королевских Тигров» с 73 машин в сентябре до 26 машин в октябре. Из 150 заказанных компании Хеншель САУ «ЯгдТигр» до конца войны было собрано 77. Однако в декабре 1944 года был достигнут пик в производстве БТТ в Германии — 1854 танков и САУ.

Во второй половине 1944 года были нанесены критические удары по автомобильной индустрии Германии, по трем крупнейшим заводам-производителям. 6 августа 1944 года был полностью разрушен завод Опель в Бранденбурге, который прекратил производство вообще до конца войны. Основные заводы Даймлер-Бенц в налетах в сентябре и октябре также были полностью уничтожены. Завод Форд в Кёльне, хоть особенно и не пострадал, но производство упало почти наполовину из-за разрушения заводов-поставщиков комплектующих и системы энергоснабжения. В итоге, к концу ноября 1944 года, суммарный выпуск автопродукции в Германии составлял менее 35% от среднемесячного выпуска первой половины 1944 года.

Наибольший интерес вызывает влияние стратегических бомбардировок на сдвиг в производстве артиллерийского вооружения для нужд ПВО в ущерб производству вооружений и боеприпасов для нужд сухопутных войск. Особенно актуален этот аспект с позиции СССР, на сухопутную войну с которым Германия тратила львиную долю сухопутных вооружений.

Таблица 4. Производство артиллерии для армейской ПВО по годам
Зенитные орудия 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
20mm Flak 30 and 38 95 863 873 2502 3732 5041 739
20mm Flakvierling 38 - 42 320 599 483 573 123
20mm Flak Scotti and Breda - - - - - 361 -
20mm MG 151/20 Drilling - - - - - 3141 973
30mm Flak 103/38 Jaboschrek - - - - - - 149
30mm MK. 303 - - - - - 32 190
37mm Flak 18 and 36 - - - 27 592 559 -
37mm Flak 43 - - - - - 776 152
37mm Flakzwilling 43 - - - - - 142 43
88mm Flak 18 and 36 - - 126 176 296 549 23
20mm Flak 30 and 38 1160 6609 11,006 22,372 31,503 42,688 6339
37mm Flak 18 and 36 180 675 1188 2136 4077 3620 158
37mm Flak 43 - - - - 54 4684 1180
88mm Flak 18, 36 and 38 183 1130 1872 2876 4416 1933 715
105mm Flak 38 and 39 38 290 509 701 1220 1131 92
128mm Flak 40 4 - - 65 298 664 98

Помимо этого, до 1939 года в германии было произведено 2459 ед. 88-мм зениток Flak 18/36/37. Немцы дают суммарное производство одних только 88-мм Flak в 20 754 единицы, хотя цифры производства в значительной степени варьируются. За все время войны сухопутные войска получили:
1941 г.— 126 пушек,
1942 г.— 176 пушек,
1943 г.— 296 пушек,
1944 г.— 549 пушек,
1945 г.— 23 пушек.

Также с 1939 по 1945 гг. было произведено 4182 105-мм тяжелых зенитных пушек Flak-38/39 (из которых 2252 в 1942–44 гг.) а так же 1125 тяжелых 128-мм зенитных орудий, из которых 1060 в 1943–45 гг. Для сравнения, Рak-40, самого массового противотанкового орудия, было выпущено 23303 шт., остальных же орудий ПТО всех типов и калибров, от 37 до 128 мм с 1939 по 1945 гг. выпущено менее 20 тыс (включая трофейные). Помимо этого, 5-тонная Flak-36/37/41 стоила 33 600 рейхсмарок, тогда как стоимость Рak-40 при массе менее полутора тонн стоила 12 000 марок.

Как наглядный пример, в декабре 1943 года производство тяжелой зенитной артиллерии (88–128 мм) составило 570 единиц, полевой артиллерии всех калибров (75–210 мм) — 1020 единиц, танковых, противотанковых орудий (в т.ч. для установки на САУ) — 1300 единиц. О том, сколько ресурсов поглощало производство артиллерии ПВО говорит тот факт, что к примеру, в январе 1943 года расходы на производство Flak составили 39 млн. рейхсмарок, тогда как на все остальное вооружение вместе взятое было потрачено 93 млн. рейхсмарок, включая сюда 20 миллионов марок на бюджет ВМФ и 9 млн. на бюджет ВВС. Расход одних только 88-мм боеприпасов только в зоне ПВО Германии достиг среднего ежемесячного уровня в 1 829 400 снарядов,. Производство же 75-мм снарядов всех типов для Pak-40, к примеру, в 1944 году составило 4 868 000 штук за весь год, для Pak-97/38 — произведено 1 658 000 снарядов; для 88-мм Pak-43 — 2 294 000 снарядов На 1-е августа только 88-мм орудий в системе ПВО Германии (включая сюда ПВО флота) насчитывалось 10 701 единица.

Ну и наконец, немного подробнее о потерях USAF и RAF в ходе СОВ.

Официальное British Bomber Command дает следующие данные по типам самолетов:

Lancaster 3,431 (2.02%)

Halifax 1,884 (2.28%)

Wellington 1,386 (2.92%)

Mosquito 260 (0.65%)

Sterling 625 (3.39%)

Hampden 424 (2.56%)

Blenhiem 442 (3.62%)

Whitley 317 (3.22%)

Boston 42 (2.61%)

Fortress 14 (1.04%)

Manchester 64 (5.04%)

Ventura 9 (3.91%)

Liberator 3 (0.45%)

Другие 22

По личному составу RAF:

Погибшие в ходе вылетов и в плену — 47 268 человек экипажей

Погибших в результате аварий и несчастных случаев, а так же умершие от ран — 8 195 человек

По другим причинам — 37 человек.

Всего 55 500.

Дополнительно 8 403 человека из состава экипажей получили ранения и 9838 попали в плен до конца войны. Таким образом суммарные потери в Bomber Command оцениваются в 73 741 человека из состава экипажей бомбардировщиков.

Имеется разбивка потерь по национальностям:

Royal Air Force (including RAFVR etc) 38,305 69.2%

Royal Canadian Air Force 9,887 17.8%

Royal Australian Air Force 4,034 7.3%

Royal New Zealand Air Force 1,674 3.0%

Polish Air Force 924 1.7%

Other Allied Air Forces (e.g. French, Czech

etc.) 473 0.8%

South African Air Force 27

Прочие доминионы 34

Всего 55,358 100.0%

В книге Миддлбрука «The Berlin Raids» (1988 г.) даются интересные данные по выживаемости среди членов экипажей по некоторым типам самолетов, из 7 человек экипажа:

Lancaster 1.3 19%

Stirling 1.8 26%

Halifax 2.45 35%

Пилотов истребителей RAF погибло 7 436 человек.

Летчиков авиаации Командования Береговой Охраны — 9 145 человек.

5807 бомбардировщиков было сбито в ночных рейдах с июля 42-го по май 45-го. Из них 2278 сбито истребителями (39%); 1318 (23%) — наземной ПВО; 112(2%) в результате столкновений. Причина гибели 2069 машин (36%) неизвестна.

Потери членов экипажей бомбардировщиков ВВС США дают итоговую цифры в 19 876 официально погибших и 17 121 пропавших без вести, которых на сегодняшний день целесообразно рассматривать как погибших. Потери самолетов 8-й и 9-й ВА на европейском и средиземноморском ТВД составили 5 548 машин — 2452 сбиты истребителями, 2439 — наземной ПВО и 607 — по другим причинам. Также потеряно 5 324 истребителя, как в эскортировании, так и в самостоятельных миссиях. С августа 1942 года по май 1945 года 8-я и 9-я ВА совершили 332 904 боевых вылета; из которых 274 921 были признаны успешными. Пик наличия самолетов пришелся на август 1944 года, когда ВВС США располагали в Европе 2392 В-17; 1608 В-24 и 1951 истребителями Р-51 «Мустанг».

Таблица 5. Потери 8-й воздушной армии ВВС США по группам суммарно
ГруппаБазированиеТип самолетаМиссииПотери
34 Mendelsham B-17 170 34
44 Shipdham B-24 343 153
91 Bassingbourn B-17 340 197
92 Podington B-17 308 154
93 Hardwick B-24 396 100
94 Bury St. Edmonds B-17 324 153
95 Horham B-17 320 157
96 Snetterton Heath B-17 321 189
100 Thorpe Abbots B-17 306 177
303 Moleworth B-17 364 165
305 Chelveston B-17 337 154
306 Thurieigh B-17 342 171
351 Polebrook B-17 311 124
379 Kimbolton B-17 330 141
381 Ridgewell B-17 296 131
384 Grafton Underwood B-17 314 159
385 Great Ashfield B-17 296 129
388 Knettishall B-17 306 142
389 Hethel B-24 321 116
390 Framlingham B-17 300 144
392 Wendling B-24 285 127
398 Nuthampstead B-17 195 58
401 Deenthrope B-17 256 95
445 Tibenham B-24 282 95
446 Bungay B-24 273 58
447 Rattlesden B-17 257 97
448 Seething B-24 262 101
452 Deopham Green B-17 250 110
453 Old Buckenham B-24 259 58
457 Glatton B-17 237 83
458 Horsham St. Faith B-24 240 47
466 Attlebridge B-24 232 47
467 Rackheath B-24 212 29
486 Sudbury B-17 188 33
487 Lavenham B-17 185 48
489 Halesworth B-24 106 29
490 Eye B-17 158 40
491 Metfield B-24 187 47
492 North Pickenham B-24 64 12
493 Deebach B-17 158 41
Всего - - 10631 4145

Источники:
1. United States Strategic Bombing Survey, vol. 1–10.
2. Michael Varley «Aspects of the Combined British and American  Strategic Air Offensive against Germany 1939 to 1945»; 2005.
3. Thomas Jentz «Jagdpanzer 38(t) Hetzer 1944-1945».
4. Сборник «Вторая Мировая Война 1939-1945» (совместная работа немецких генералов)

 
Оцените этот материал:
(21 голосов, среднее 4.62 из 5)