Документы Бронетанковая техника и артиллерия времен Великой отечественной войны. Воспоминания ветеранов. Аналитические материалы. Боевые донесения, отчеты по испытаниям, архивные материалы. Обширный фотоальбом, включая чертежи. Joomla! 1.5 - Open Source Content Management О разрешении церковного вопроса на занятых восточных территориях 2010-06-21T17:06:34Z 2010-06-21T17:06:34Z /ostland-and-ortodox-church.html <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Оперативный приказ №20 Главного управления имперской безопасности "О разрешении церковного вопроса на занятых восточных территориях"</p> <p class="doc">31 октября 1941 года.</p> <p class="doc">Среди части населения бывшего Советского Союза, освобожденного от большевистского ига, замечается сильное стремление к возврату под власть церкви или церквей, что особенно относится к старшему поколению, в то время как более молодое поколение смотрит на это безразлично (также результат коммунистическо-атеистического школьного воспитания).</p> <p class="doc">Возникает вопрос, надо ли говорить о возвращении попов всех вероисповеданий (что уже произошло в определенных местах), или надлежит разрешить иным способом, или направить на иной путь разрешение вопроса о несомненно наблюдающемся среди населения восточных областей желании вернуться к какой-либо религиозной деятельности.</p> <p class="doc">Христианско-церковное миропонимание всех вероисповеданий, которые, несомненно, в ближайшее время будут драться за завоевание новой земли на Востоке, достигает своей высшей степени в определении еврейского народа как "народа, избранного Богом", который также выдвинул из своих рядов богоподобных проповедников такого взгляда на религию.</p> <p class="doc">Германо-немецкие правители и правящие круги, призванные осуществлять руководство оккупированными восточными областями, запутались бы в противоречиях (особенно в вопросах, касающихся молодого поколения восточных областей), если бы они, с одной стороны, попытались совершенно искоренить большевизм как чистейшее воплощение еврейства в его духовной основе и, с другой стороны, молчаливо и терпеливо переносили то, как тот самый еврейский народ, который в течение 25 лет держал великий народ под ужасающим большевистским террором, теперь вдруг сразу был бы выставлен попами всех вероисповеданий как "народ, избранный Богом".</p> <p class="doc">Учитывая чуткость русского народа к вопросам религии, нам надлежит охранить себя от таких противоречий. В противном случае в массах этого народа произошло бы духовное замешательство, которое, если только оно появилось, не так легко устранить.</p> <p class="doc">Поэтому я вижу большую политическую опасность, равно как и опасность в области мировоззрения в том, что в настоящее время в восточные области необдуманно допускают священнослужителей всех вероисповеданий. Несомненно то, что стремящимся к религии массам оккупированных бывших советских областей надлежит дать какую-то форму религии. Возникает вопрос: какую?</p> <p class="doc">Следовало бы установить, что ни при каких обстоятельствах не надлежит преподносить народным массам такое учение о Боге, которое глубоко пустило свои корни в еврейство, и духовная основа которого заимствована из такого понимания религии, как понимают ее евреи. Таким образом, надо проповедовать во всех отношениях свободное от еврейского влияния учение о Боге, для чего надлежало бы найти проповедников и прежде, чем выпускать их в массы русского народа, дать им соответствующее направление и образование. То, что теперь уже во многих местах церкви с попами, связанными вероисповеданием, <span style="text-decoration: line-through;">не</span> открываются вновь и что этому даже способствуют германские органы власти, вызовет лишь религиозную реакцию, которая когда-нибудь (поскольку аполитических церквей не существует) может оказаться таковой в политическом отношении и будет противостоять необходимому освобождению восточных областей.</p> <p class="doc">Поэтому крайне необходимо воспретить всем попам вносить в свою проповедь оттенок вероисповедания и одновременно позаботиться о том, чтобы возможно скорее создать новый класс проповедников, который будет в состоянии после соответствующего, хотя и короткого обучения толковать народу свободную от еврейского влияния религию. Ясно, что заключение "избранного Богом народа" в гетто и искоренение этого народа, главного виновника политического преступления Европы, являются принудительными мероприятиями, особенно в зараженных евреями областях, ни в коем случае не должны нарушаться духовенством, которое, исходя из установки Православной Церкви, проповедует, будто исцеление мира ведет свое начало от еврейства.</p> <p class="doc">Из вышесказанного явствует, что разрешение церковного вопроса в оккупированных восточных областях является чрезвычайно важной в интересах освобождения этих областей задачей, которая при некотором умении может быть великолепно разрешена в пользу религии, свободной от еврейского влияния, эта задача имеет, однако, своей предпосылкой закрытие находящихся в восточных областях церквей, зараженных еврейскими догматами.</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source">РГАСПИ. Ф.17, Оп. 125, Д.92, Л.23-25. Копия. Перевод с немецкого.</p> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Оперативный приказ №20 Главного управления имперской безопасности "О разрешении церковного вопроса на занятых восточных территориях"</p> <p class="doc">31 октября 1941 года.</p> <p class="doc">Среди части населения бывшего Советского Союза, освобожденного от большевистского ига, замечается сильное стремление к возврату под власть церкви или церквей, что особенно относится к старшему поколению, в то время как более молодое поколение смотрит на это безразлично (также результат коммунистическо-атеистического школьного воспитания).</p> <p class="doc">Возникает вопрос, надо ли говорить о возвращении попов всех вероисповеданий (что уже произошло в определенных местах), или надлежит разрешить иным способом, или направить на иной путь разрешение вопроса о несомненно наблюдающемся среди населения восточных областей желании вернуться к какой-либо религиозной деятельности.</p> <p class="doc">Христианско-церковное миропонимание всех вероисповеданий, которые, несомненно, в ближайшее время будут драться за завоевание новой земли на Востоке, достигает своей высшей степени в определении еврейского народа как "народа, избранного Богом", который также выдвинул из своих рядов богоподобных проповедников такого взгляда на религию.</p> <p class="doc">Германо-немецкие правители и правящие круги, призванные осуществлять руководство оккупированными восточными областями, запутались бы в противоречиях (особенно в вопросах, касающихся молодого поколения восточных областей), если бы они, с одной стороны, попытались совершенно искоренить большевизм как чистейшее воплощение еврейства в его духовной основе и, с другой стороны, молчаливо и терпеливо переносили то, как тот самый еврейский народ, который в течение 25 лет держал великий народ под ужасающим большевистским террором, теперь вдруг сразу был бы выставлен попами всех вероисповеданий как "народ, избранный Богом".</p> <p class="doc">Учитывая чуткость русского народа к вопросам религии, нам надлежит охранить себя от таких противоречий. В противном случае в массах этого народа произошло бы духовное замешательство, которое, если только оно появилось, не так легко устранить.</p> <p class="doc">Поэтому я вижу большую политическую опасность, равно как и опасность в области мировоззрения в том, что в настоящее время в восточные области необдуманно допускают священнослужителей всех вероисповеданий. Несомненно то, что стремящимся к религии массам оккупированных бывших советских областей надлежит дать какую-то форму религии. Возникает вопрос: какую?</p> <p class="doc">Следовало бы установить, что ни при каких обстоятельствах не надлежит преподносить народным массам такое учение о Боге, которое глубоко пустило свои корни в еврейство, и духовная основа которого заимствована из такого понимания религии, как понимают ее евреи. Таким образом, надо проповедовать во всех отношениях свободное от еврейского влияния учение о Боге, для чего надлежало бы найти проповедников и прежде, чем выпускать их в массы русского народа, дать им соответствующее направление и образование. То, что теперь уже во многих местах церкви с попами, связанными вероисповеданием, <span style="text-decoration: line-through;">не</span> открываются вновь и что этому даже способствуют германские органы власти, вызовет лишь религиозную реакцию, которая когда-нибудь (поскольку аполитических церквей не существует) может оказаться таковой в политическом отношении и будет противостоять необходимому освобождению восточных областей.</p> <p class="doc">Поэтому крайне необходимо воспретить всем попам вносить в свою проповедь оттенок вероисповедания и одновременно позаботиться о том, чтобы возможно скорее создать новый класс проповедников, который будет в состоянии после соответствующего, хотя и короткого обучения толковать народу свободную от еврейского влияния религию. Ясно, что заключение "избранного Богом народа" в гетто и искоренение этого народа, главного виновника политического преступления Европы, являются принудительными мероприятиями, особенно в зараженных евреями областях, ни в коем случае не должны нарушаться духовенством, которое, исходя из установки Православной Церкви, проповедует, будто исцеление мира ведет свое начало от еврейства.</p> <p class="doc">Из вышесказанного явствует, что разрешение церковного вопроса в оккупированных восточных областях является чрезвычайно важной в интересах освобождения этих областей задачей, которая при некотором умении может быть великолепно разрешена в пользу религии, свободной от еврейского влияния, эта задача имеет, однако, своей предпосылкой закрытие находящихся в восточных областях церквей, зараженных еврейскими догматами.</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source">РГАСПИ. Ф.17, Оп. 125, Д.92, Л.23-25. Копия. Перевод с немецкого.</p> O пожертвованиях на оборону и на помощь раненым с 8 февраля 1943 г. по 24 января 1944 г. 2010-06-09T19:38:06Z 2010-06-09T19:38:06Z /pozhertvovaniya-1943-1944.html <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Сведения приходского совета Введенской церкви Кировского района г. Курска в райком партии о пожертвованиях на оборону и на помощь раненым с 8 февраля 1943 г. по 24 января 1944 г.</p> <p class="doc">29 января 1944 г.</p> <table class="ttx" border="0"> <tbody> <tr> <td>№ п/п</td> <td>Месяц и число<br /></td> <td>Наименование поступлений <br /></td> <td>Сумма <br /></td> </tr> <tr> <td>1</td> <td>18/II</td> <td>На танкостроение</td> <td>10 000 р.<br />в банк</td> </tr> <tr> <td>2</td> <td>30/IV</td> <td>На построение самолета «Курский красный партизан»</td> <td>3000 р.<br />в банк</td> </tr> <tr> <td>3</td> <td>30/IV</td> <td>Подписка на военный заем 2-й</td> <td>32 700 р.<br />в сберкассу</td> </tr> <tr> <td>4</td> <td>13/VIII</td> <td>На подарки раненым бойцам Орла и Белгорода</td> <td>1300 р.<br />комиссии пом. раненым</td> </tr> <tr> <td>5</td> <td>17/IX</td> <td>Продуктовые подарки раненым в 397-й госпиталь садовых: 580 яблок, помидоры, огурцы, 173 стак[акана] махорки*</td> <td>11 768 р.<br />-//-</td> </tr> <tr> <td>6</td> <td>4/X</td> <td>На раненых от церковно-приходского совета и притча</td> <td>1200 р.<br />-//-</td> </tr> <tr> <td>7</td> <td>18/X</td> <td>Взнос на раненых от совета и притча</td> <td>2200 р.</td> </tr> <tr> <td>8</td> <td>18/X</td> <td>Пожертвование на раненых от притча и приходского совета</td> <td>26 000 р.</td> </tr> <tr> <td>9</td> <td>1/XI</td> <td>3-я денежно-вещевая лотерея</td> <td>1000 р.<br /></td> </tr> <tr> <td>10</td> <td>15/XI</td> <td>На оборудование госпиталя для офицерского состава</td> <td>25 000 р.</td> </tr> <tr> <td>11</td> <td>6/XI</td> <td>На подарки раненым в 1968-й госпиталь от приходского совета и притча</td> <td>4738 р.</td> </tr> <tr> <td>12</td> <td>7/I</td> <td>Взнос на раненых в Епархиальные комиссии помощи раненым от приходского совета и притча</td> <td>2 100 р.</td> </tr> <tr> <td>13</td> <td>24/I</td> <td>Подарки раненым в 2489-й эвакогоспиталь Пирожки, яблоки, кисеты</td> <td>5054 р.</td> </tr> </tbody> </table> <p class="doc">Всего: 126 060 р.</p> <p class="doc">Кроме денежных средств собрано среди населения Кировского района 32 кг картофеля, 16 кг свеклы, 4 пух[овых] подушки, ложек 97 шт., чашек 13 шт., тарелок 13 шт., блюдечек 48 шт., чайников 10 шт., бумаги 349 листов, книг 48 шт., тетрадей 8 шт., мисок 9 шт., вилок 7 шт., кружек 11 шт., банок 3 шт., стаканов 3 шт., молочников 2 шт., ваза 1 шт., карандашей 10 шт., ручек 4 шт., газет 12 шт., табаку 7 стаканов, открыток 11 шт., конвертов 42 шт., стопок 3 шт., пепельница 1 шт.</p> <p class="doc">Все вышеозначенные предметы переданы в подшефные госпитали и получены расписки в принятии их, причем все подарки розданы раненым уполномоченными от Введенской церкви.</p> <p class="doc">Ктитор Гладилин</p> <p class="doc">Члены приходского совета Введенской церкви<br />Полякова<br />Сотникова</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источник:</strong> ГАОПИ Курской области. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 220. Л. 8. Копия.</p> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Сведения приходского совета Введенской церкви Кировского района г. Курска в райком партии о пожертвованиях на оборону и на помощь раненым с 8 февраля 1943 г. по 24 января 1944 г.</p> <p class="doc">29 января 1944 г.</p> <table class="ttx" border="0"> <tbody> <tr> <td>№ п/п</td> <td>Месяц и число<br /></td> <td>Наименование поступлений <br /></td> <td>Сумма <br /></td> </tr> <tr> <td>1</td> <td>18/II</td> <td>На танкостроение</td> <td>10 000 р.<br />в банк</td> </tr> <tr> <td>2</td> <td>30/IV</td> <td>На построение самолета «Курский красный партизан»</td> <td>3000 р.<br />в банк</td> </tr> <tr> <td>3</td> <td>30/IV</td> <td>Подписка на военный заем 2-й</td> <td>32 700 р.<br />в сберкассу</td> </tr> <tr> <td>4</td> <td>13/VIII</td> <td>На подарки раненым бойцам Орла и Белгорода</td> <td>1300 р.<br />комиссии пом. раненым</td> </tr> <tr> <td>5</td> <td>17/IX</td> <td>Продуктовые подарки раненым в 397-й госпиталь садовых: 580 яблок, помидоры, огурцы, 173 стак[акана] махорки*</td> <td>11 768 р.<br />-//-</td> </tr> <tr> <td>6</td> <td>4/X</td> <td>На раненых от церковно-приходского совета и притча</td> <td>1200 р.<br />-//-</td> </tr> <tr> <td>7</td> <td>18/X</td> <td>Взнос на раненых от совета и притча</td> <td>2200 р.</td> </tr> <tr> <td>8</td> <td>18/X</td> <td>Пожертвование на раненых от притча и приходского совета</td> <td>26 000 р.</td> </tr> <tr> <td>9</td> <td>1/XI</td> <td>3-я денежно-вещевая лотерея</td> <td>1000 р.<br /></td> </tr> <tr> <td>10</td> <td>15/XI</td> <td>На оборудование госпиталя для офицерского состава</td> <td>25 000 р.</td> </tr> <tr> <td>11</td> <td>6/XI</td> <td>На подарки раненым в 1968-й госпиталь от приходского совета и притча</td> <td>4738 р.</td> </tr> <tr> <td>12</td> <td>7/I</td> <td>Взнос на раненых в Епархиальные комиссии помощи раненым от приходского совета и притча</td> <td>2 100 р.</td> </tr> <tr> <td>13</td> <td>24/I</td> <td>Подарки раненым в 2489-й эвакогоспиталь Пирожки, яблоки, кисеты</td> <td>5054 р.</td> </tr> </tbody> </table> <p class="doc">Всего: 126 060 р.</p> <p class="doc">Кроме денежных средств собрано среди населения Кировского района 32 кг картофеля, 16 кг свеклы, 4 пух[овых] подушки, ложек 97 шт., чашек 13 шт., тарелок 13 шт., блюдечек 48 шт., чайников 10 шт., бумаги 349 листов, книг 48 шт., тетрадей 8 шт., мисок 9 шт., вилок 7 шт., кружек 11 шт., банок 3 шт., стаканов 3 шт., молочников 2 шт., ваза 1 шт., карандашей 10 шт., ручек 4 шт., газет 12 шт., табаку 7 стаканов, открыток 11 шт., конвертов 42 шт., стопок 3 шт., пепельница 1 шт.</p> <p class="doc">Все вышеозначенные предметы переданы в подшефные госпитали и получены расписки в принятии их, причем все подарки розданы раненым уполномоченными от Введенской церкви.</p> <p class="doc">Ктитор Гладилин</p> <p class="doc">Члены приходского совета Введенской церкви<br />Полякова<br />Сотникова</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источник:</strong> ГАОПИ Курской области. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 220. Л. 8. Копия.</p> Обращение Собора Русской Православной Церкви ко всем христианам мира 2010-06-09T19:31:44Z 2010-06-09T19:31:44Z /appeal-to-all-christians.html <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Обращение Собора Русской Православной Церкви ко всем христианам мира</p> <p class="doc">8 сентября 1943 г.</p> <p class="doc">г. Москва</p> <p class="doc">Братья христиане всего мира!</p> <p class="doc">Все мы переживаем сейчас исключительную историческую годину: весь мир охвачен военным пожаром, кровь заливает поля Европы, Азии, Африки и Америки; мирное население многих стран, занятых немцами, терпит неслыханные надругательства, порабощается, истребляется; наши святыни уничтожаются, ценности вековой культуры гибнут; фашизм всюду несет разрушение и смерть.</p> <p class="doc">Наша Родина-мать приняла на себя основной удар немецкого нападения, но, с помощью Божией, с напряжением всех сил, блестящими победами своей героической Красной Армии вытесняет вероломного врата из своих пределов, наносит ему, уже истекающему кровью, но все еще сильному, тяжелые раны и вместе со всеми свободолюбивыми народами борется за полное уничтожение кровавого фашизма во всем мире, ибо нет ничего вожделеннее и благороднее в порывах человеческого духа, как нанести смерть самой войне.</p> <p class="doc">В эти исторические дни Православная Русская Церковь, переживая со всей страной и своим народом обрушившиеся на нас тяжелые испытания, обращается к христианам всего мира с призывом дружно, братски, крепко и мощно объединиться во имя Христа для окончательной победы над общим врагом.</p> <p class="doc">Голосом Собора всех епископов, собравшихся сейчас в Москве для поставления патриарха, Православная Церковь призывает христиан всего мира к напряжению всех усилий в этой мировой борьбе за попираемые Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества.</p> <p class="doc">Русская Православная Церковь обращается, прежде всего, к вам, братья - воины христиане, сражающиеся сейчас в армиях всех союзных с нами стран. С крепкой верой в сердце, в твердом убеждении в правоте своего дела, с ясным сознанием, что эта война - война идейная, война подвига, война за угнетенных, война за спасение вековых святынь, - с этой верой идите во имя Господа восстановить захваченные врагом земли, освободить порабощенные им народы, прекратить его беспримерные злодеяния, "сказать узникам: выходите, и тем, которые во тьме, откройтесь".</p> <p class="doc">Православная Церковь зовет и вас, христиане всех союзных стран, работающих на оборону родных земель от общего врата, - удесятерить свои силы для помощи фронту, для полной победы над гитлеровскими полчищами.</p> <p class="doc">Она призывает христиан всех стран, временно оккупированных Гитлером, всеми возможными средствами помогать в тылу врага общему делу спасения угнетенных народов - в уверенности, что близок час победы и освобождения от фашистского ига. Она просит христиан всех стран слиться в общей молитве пред Господом о даровании скорейшей победы в этой исторической кровавой битве во имя торжества христианских и общечеловеческих идеалов над несущим всему миру гибель фашизмом.</p> <p class="doc">Она надеется, что напряженными усилиями христиан всех союзных стран в этот благоприятный момент, когда наша родная русская Красная Армия, победоносно вытесняя врага с родных пределов, отвлекала на себя большие неприятельские силы, создастся, наконец, давно ожидаемый второй фронт и приблизит победу и мир народов.</p> <p class="doc">Она верит, что беззаконие и неправда не могут увенчаться успехом, что нападение фашистов обратится на их собственные головы, что, по слову Христа, "взявший меч от меча и погибнет", что справедливый и святой гнев, которым сейчас охвачены христиане всех союзных стран, прорвет все преграды, какие ставит всем нам Гитлер на пути к мирной и спокойной жизни, и бурным стремлением затопит и сметет фашизм с лица земли и вернет миру спокойствие, свободу и счастье.</p> <p class="doc">Да благословит же Господь всех Вас, братья во Христе, на борьбу за правое дело, за торжество в мире свободы, добра и правды.</p> <p class="doc">"Господь крепость людям своим даст, Господь благословит люди своя миром!"</p> <p class="doc">Сергий Митрополит Московский и Коломенский.<br />Алексий Митрополит Ленинградский.<br />Николай Митрополит Киевский и Галицкий.<br />Лука Архиепископ Красноярский.<br />Андрей Архиепископ Казанский.<br />Стефан Архиепископ Уфимский.<br />Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.<br />Алексий Архиепископ Куйбышевский.<br />Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.<br />Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.<br />Алексий Архиепископ Рязанский.<br />Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.<br />Иоанн Архиепископ Сарапульский.<br />Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.<br />Питирим Епископ Курский.<br />Вениамин Епископ Кировский.<br />Дмитрий Епископ Ульяновский.<br />Елевферий Епископ Ростовский<br />Александр Епископ Молотовский</p> <p class="doc">Управляющий Делами Московской Патриархии<br />протоиерей Николай Колчицкий</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источник:</strong> АП РФ. Ф. 1. Оп. 60. Д. 4. Л. 8-11. Копия.</p> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Обращение Собора Русской Православной Церкви ко всем христианам мира</p> <p class="doc">8 сентября 1943 г.</p> <p class="doc">г. Москва</p> <p class="doc">Братья христиане всего мира!</p> <p class="doc">Все мы переживаем сейчас исключительную историческую годину: весь мир охвачен военным пожаром, кровь заливает поля Европы, Азии, Африки и Америки; мирное население многих стран, занятых немцами, терпит неслыханные надругательства, порабощается, истребляется; наши святыни уничтожаются, ценности вековой культуры гибнут; фашизм всюду несет разрушение и смерть.</p> <p class="doc">Наша Родина-мать приняла на себя основной удар немецкого нападения, но, с помощью Божией, с напряжением всех сил, блестящими победами своей героической Красной Армии вытесняет вероломного врата из своих пределов, наносит ему, уже истекающему кровью, но все еще сильному, тяжелые раны и вместе со всеми свободолюбивыми народами борется за полное уничтожение кровавого фашизма во всем мире, ибо нет ничего вожделеннее и благороднее в порывах человеческого духа, как нанести смерть самой войне.</p> <p class="doc">В эти исторические дни Православная Русская Церковь, переживая со всей страной и своим народом обрушившиеся на нас тяжелые испытания, обращается к христианам всего мира с призывом дружно, братски, крепко и мощно объединиться во имя Христа для окончательной победы над общим врагом.</p> <p class="doc">Голосом Собора всех епископов, собравшихся сейчас в Москве для поставления патриарха, Православная Церковь призывает христиан всего мира к напряжению всех усилий в этой мировой борьбе за попираемые Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества.</p> <p class="doc">Русская Православная Церковь обращается, прежде всего, к вам, братья - воины христиане, сражающиеся сейчас в армиях всех союзных с нами стран. С крепкой верой в сердце, в твердом убеждении в правоте своего дела, с ясным сознанием, что эта война - война идейная, война подвига, война за угнетенных, война за спасение вековых святынь, - с этой верой идите во имя Господа восстановить захваченные врагом земли, освободить порабощенные им народы, прекратить его беспримерные злодеяния, "сказать узникам: выходите, и тем, которые во тьме, откройтесь".</p> <p class="doc">Православная Церковь зовет и вас, христиане всех союзных стран, работающих на оборону родных земель от общего врата, - удесятерить свои силы для помощи фронту, для полной победы над гитлеровскими полчищами.</p> <p class="doc">Она призывает христиан всех стран, временно оккупированных Гитлером, всеми возможными средствами помогать в тылу врага общему делу спасения угнетенных народов - в уверенности, что близок час победы и освобождения от фашистского ига. Она просит христиан всех стран слиться в общей молитве пред Господом о даровании скорейшей победы в этой исторической кровавой битве во имя торжества христианских и общечеловеческих идеалов над несущим всему миру гибель фашизмом.</p> <p class="doc">Она надеется, что напряженными усилиями христиан всех союзных стран в этот благоприятный момент, когда наша родная русская Красная Армия, победоносно вытесняя врага с родных пределов, отвлекала на себя большие неприятельские силы, создастся, наконец, давно ожидаемый второй фронт и приблизит победу и мир народов.</p> <p class="doc">Она верит, что беззаконие и неправда не могут увенчаться успехом, что нападение фашистов обратится на их собственные головы, что, по слову Христа, "взявший меч от меча и погибнет", что справедливый и святой гнев, которым сейчас охвачены христиане всех союзных стран, прорвет все преграды, какие ставит всем нам Гитлер на пути к мирной и спокойной жизни, и бурным стремлением затопит и сметет фашизм с лица земли и вернет миру спокойствие, свободу и счастье.</p> <p class="doc">Да благословит же Господь всех Вас, братья во Христе, на борьбу за правое дело, за торжество в мире свободы, добра и правды.</p> <p class="doc">"Господь крепость людям своим даст, Господь благословит люди своя миром!"</p> <p class="doc">Сергий Митрополит Московский и Коломенский.<br />Алексий Митрополит Ленинградский.<br />Николай Митрополит Киевский и Галицкий.<br />Лука Архиепископ Красноярский.<br />Андрей Архиепископ Казанский.<br />Стефан Архиепископ Уфимский.<br />Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.<br />Алексий Архиепископ Куйбышевский.<br />Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.<br />Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.<br />Алексий Архиепископ Рязанский.<br />Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.<br />Иоанн Архиепископ Сарапульский.<br />Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.<br />Питирим Епископ Курский.<br />Вениамин Епископ Кировский.<br />Дмитрий Епископ Ульяновский.<br />Елевферий Епископ Ростовский<br />Александр Епископ Молотовский</p> <p class="doc">Управляющий Делами Московской Патриархии<br />протоиерей Николай Колчицкий</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источник:</strong> АП РФ. Ф. 1. Оп. 60. Д. 4. Л. 8-11. Копия.</p> Постановление Собора Русской Православной Церкви об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства 2010-06-09T19:23:58Z 2010-06-09T19:23:58Z /priests-excommunication.html <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Постановление Собора Русской Православной Церкви об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства*</p> <p class="doc">8 сентября 1943 г.</p> <p class="doc">г. Москва</p> <p class="doc">Осуждение изменников вере и Отечеству</p> <p class="doc">Рядом с отрадными явлениями патриотической деятельности православного духовенства и мирян, тем печальнее видеть явления противоположного характера. Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие. Встречают немцев как желанных гостей, устраиваются к ним на службу, и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за Родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но Иудино предательство никогда не перестанет быть иудиным предательством. Как Иуда, погубив свою душу, и телом понес исключительное наказание еще здесь на земле, так и эти предатели, уготовляя себе гибель вечную, не минуют и Каиновой участи на земле. Фашисты понесут справедливую кару за свои грабежи, убийства и прочие злодеяния. Не могут ожидать себе пощады и эти приспешники фашистов, думавшие поживиться за их спиной, на счет своих братий.</p> <p class="doc">Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святого Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как против Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик лишенным сана. Аминь.</p> <p class="doc">Сергий Митрополит Московский и Коломенский.<br />Алексий Митрополит Ленинградский.<br />Николай Митрополит Киевский и Галицкий.<br />Лука Архиепископ Красноярский.<br />Андрей Архиепископ Казанский.<br />Стефан Архиепископ Уфимский.<br />Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.<br />Алексий Архиепископ Куйбышевский.<br />Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.<br />Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.<br />Алексий Архиепископ Рязанский.<br />Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.<br />Иоанн Архиепископ Сарапульский.<br />Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.<br />Питирим Епископ Курский.<br />Вениамин Епископ Кировский.<br />Димитрий Епископ Ульяновский.<br />Елевферий Епископ Ростовский<br />Александр Епископ Молотовский</p> <p class="doc">Управляющий Делами Московской Патриархии<br />протоиерей Николай Колчицкий</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="snoska">* Постановление Синода направлено Л. П. Берией А. Н. Поскребышеву для доклада Сталину с сопроводительным письмом от 11 сентября 1943 г. за № 800/6 вместе с обращениями Собора к Советскому правительству и ко всем христианам мира.</p> <p class="source"><strong>Источник: </strong>АП РФ. ф. 3. Оп. 60. Д. 4. Л. 12-13. Копия.</p> <p> </p> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Постановление Собора Русской Православной Церкви об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства*</p> <p class="doc">8 сентября 1943 г.</p> <p class="doc">г. Москва</p> <p class="doc">Осуждение изменников вере и Отечеству</p> <p class="doc">Рядом с отрадными явлениями патриотической деятельности православного духовенства и мирян, тем печальнее видеть явления противоположного характера. Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие. Встречают немцев как желанных гостей, устраиваются к ним на службу, и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за Родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но Иудино предательство никогда не перестанет быть иудиным предательством. Как Иуда, погубив свою душу, и телом понес исключительное наказание еще здесь на земле, так и эти предатели, уготовляя себе гибель вечную, не минуют и Каиновой участи на земле. Фашисты понесут справедливую кару за свои грабежи, убийства и прочие злодеяния. Не могут ожидать себе пощады и эти приспешники фашистов, думавшие поживиться за их спиной, на счет своих братий.</p> <p class="doc">Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святого Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как против Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик лишенным сана. Аминь.</p> <p class="doc">Сергий Митрополит Московский и Коломенский.<br />Алексий Митрополит Ленинградский.<br />Николай Митрополит Киевский и Галицкий.<br />Лука Архиепископ Красноярский.<br />Андрей Архиепископ Казанский.<br />Стефан Архиепископ Уфимский.<br />Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.<br />Алексий Архиепископ Куйбышевский.<br />Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.<br />Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.<br />Алексий Архиепископ Рязанский.<br />Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.<br />Иоанн Архиепископ Сарапульский.<br />Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.<br />Питирим Епископ Курский.<br />Вениамин Епископ Кировский.<br />Димитрий Епископ Ульяновский.<br />Елевферий Епископ Ростовский<br />Александр Епископ Молотовский</p> <p class="doc">Управляющий Делами Московской Патриархии<br />протоиерей Николай Колчицкий</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="snoska">* Постановление Синода направлено Л. П. Берией А. Н. Поскребышеву для доклада Сталину с сопроводительным письмом от 11 сентября 1943 г. за № 800/6 вместе с обращениями Собора к Советскому правительству и ко всем христианам мира.</p> <p class="source"><strong>Источник: </strong>АП РФ. ф. 3. Оп. 60. Д. 4. Л. 12-13. Копия.</p> <p> </p> Обращение Собора преосвященных архиереев РПЦ к Советскому правительству с благодарностью за удовлетворение нужд Церкви 2010-06-09T19:18:26Z 2010-06-09T19:18:26Z /church-to-soviet-government-8-09-1943.html <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Обращение Собора преосвященных архиереев Русской Православной Церкви к Советскому правительству с благодарностью за удовлетворение нужд Церкви</p> <p class="doc">8 сентября 1943 г.</p> <p class="doc">г. Москва</p> <p class="doc">Глубоко тронутые сочувственным отношением нашего всенародного Вождя — Главы Советского правительства И. В. Сталина к нуждам Русской Православной Церкви и к скромным трудам нас, ее смиренных служителей, приносим Правительству нашу общесоборную искреннюю благодарность и радостное уверение, что ободренные этим сочувствием, мы приумножим нашу долю работы в общенародном подвиге за спасение Родины.</p> <p class="doc">Небесный же Глава Церкви да благословит труды Правительства своим зиждительным благословением и да увенчает нашу борьбу за правое дело вожделенной победой и освобождением страждущего человечества от мрачных уз фашизма.</p> <p class="doc">Сергий Митрополит Московский и Коломенский.<br />Алексий Митрополит Ленинградский.<br />Николай Митрополит Киевский и Галицкий.<br />Лука Архиепископ Красноярский.<br />Андрей Архиепископ Казанский.<br />Стефан Архиепископ Уфимский.<br />Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.<br />Алексий Архиепископ Куйбышевский.<br />Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.<br />Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.<br />Алексий Архиепископ Рязанский.<br />Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.<br />Иоанн Архиепископ Сарапульский.<br />Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.<br />Питирим Епископ Курский.<br />Вениамин Епископ Кировский.<br />Димитрий Епископ Ульяновский.<br />Елевферий Епископ Ростовский Александр<br />Епископ Молотовский</p> <p class="doc">Управляющий Делами Московской Патриархии<br />протоиерей Николай Колчицкий.</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источник: </strong>АП РФ. Ф. 1. Оп.60. Д. 4. Л. 19-20. Подлинник.</p> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Обращение Собора преосвященных архиереев Русской Православной Церкви к Советскому правительству с благодарностью за удовлетворение нужд Церкви</p> <p class="doc">8 сентября 1943 г.</p> <p class="doc">г. Москва</p> <p class="doc">Глубоко тронутые сочувственным отношением нашего всенародного Вождя — Главы Советского правительства И. В. Сталина к нуждам Русской Православной Церкви и к скромным трудам нас, ее смиренных служителей, приносим Правительству нашу общесоборную искреннюю благодарность и радостное уверение, что ободренные этим сочувствием, мы приумножим нашу долю работы в общенародном подвиге за спасение Родины.</p> <p class="doc">Небесный же Глава Церкви да благословит труды Правительства своим зиждительным благословением и да увенчает нашу борьбу за правое дело вожделенной победой и освобождением страждущего человечества от мрачных уз фашизма.</p> <p class="doc">Сергий Митрополит Московский и Коломенский.<br />Алексий Митрополит Ленинградский.<br />Николай Митрополит Киевский и Галицкий.<br />Лука Архиепископ Красноярский.<br />Андрей Архиепископ Казанский.<br />Стефан Архиепископ Уфимский.<br />Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский.<br />Алексий Архиепископ Куйбышевский.<br />Василий Архиепископ Калининский и Смоленский.<br />Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский.<br />Алексий Архиепископ Рязанский.<br />Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.<br />Иоанн Архиепископ Сарапульский.<br />Григорий Архиепископ Саратовский и Сталинградский.<br />Питирим Епископ Курский.<br />Вениамин Епископ Кировский.<br />Димитрий Епископ Ульяновский.<br />Елевферий Епископ Ростовский Александр<br />Епископ Молотовский</p> <p class="doc">Управляющий Делами Московской Патриархии<br />протоиерей Николай Колчицкий.</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источник: </strong>АП РФ. Ф. 1. Оп.60. Д. 4. Л. 19-20. Подлинник.</p> Справка Никольского собора г. Ленинграда о пожертвованиях верующих в фонд Красного Креста и Фонд обороны 23.06.1941 - 31.12.1942 2010-06-09T18:59:02Z 2010-06-09T18:59:02Z /1941-1942-donations.html <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Справка церковной общины Никольского собора г. Ленинграда о пожертвованиях верующих в фонд Красного Креста и Фонд обороны в период с 23 июня 1941 г. по 31 декабря 1942 года</p> <p class="doc">3 января 1943 г.</p> <p class="doc">Никольский собор</p> <p class="doc"><span style="text-decoration: underline;">I. Пожертвования на нужды войны с 23 июня 1941 г. по 31 декабря 1942 г.</span></p> <p class="doc">а) деньгами</p> <p class="doc">1. 300 000 руб. на Красный Крест внесено 31 августа 1941 г.<br />2. 25 000 руб. на Красный Крест внесено 26 сентября 1941 г.<br />3. 30 000 руб. на Красный Крест внесено 27 октября 1941 г.<br />4. 30 000 руб. на Красный Крест внесено 30 ноября 1941 г.<br />5. 30 000 руб. на Красный Крест внесено 14 января 1942 г.<br />6. 200 000 руб. на Красный Крест внесено 13 марта 1942 г.<br />7. 100 000 руб. на Красный Крест внесено 16 апреля 1942 г.<br />8. 30 000 руб. на Красный Крест внесено 14 августа 1942 г.<br />9. 150 000 руб. на Красный Крест внесено 31 августа 1942 г.<br />10. 30 000 руб. на Красный Крест внесено 22 сентября 1942 г.<br />11. 25 000 руб. на Красный Крест внесено 6 ноября 1942 г.<br />12. 30 000 руб. на Красный Крест внесено 30 ноября 1942 г.<br />всего 980 000 руб.</p> <p class="doc">б) вещами:</p> <p class="doc">1. Полотенец 150 шт. на Красный Крест внесено 16 сентября</p> <p class="doc">2. Полотенец 150 шт. на Красный Крест внесено 15 октября</p> <p class="doc">3. Золотые дамские часы, золотая нательная цепочка, золотая монета старой чеканки 10 руб., серебро банковское 24 руб.50 коп. серебро разменное старой чеканки 54 г. в Фонд обороны внесено 20 августа 1941 г. в Ленинградскую контору Госбанка, кв. № ж 83264</p> <p class="doc"><span style="text-decoration: underline;">II. Предложено внести в ближайшее время (январь—февраль 1943 г.) в Фонд обороны - 100 000 руб. и 300 полотенец.</span></p> <p class="doc">Председатель двадцатки Никольского собора Н. Д. Успенский</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источник: </strong>ЦГАСПб Ф.7384. Оп.1. Д.4. Л.1. Автограф. Имеется печать "Морской Николаевский Богоявленский собор. Приходской совет".</p> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Справка церковной общины Никольского собора г. Ленинграда о пожертвованиях верующих в фонд Красного Креста и Фонд обороны в период с 23 июня 1941 г. по 31 декабря 1942 года</p> <p class="doc">3 января 1943 г.</p> <p class="doc">Никольский собор</p> <p class="doc"><span style="text-decoration: underline;">I. Пожертвования на нужды войны с 23 июня 1941 г. по 31 декабря 1942 г.</span></p> <p class="doc">а) деньгами</p> <p class="doc">1. 300 000 руб. на Красный Крест внесено 31 августа 1941 г.<br />2. 25 000 руб. на Красный Крест внесено 26 сентября 1941 г.<br />3. 30 000 руб. на Красный Крест внесено 27 октября 1941 г.<br />4. 30 000 руб. на Красный Крест внесено 30 ноября 1941 г.<br />5. 30 000 руб. на Красный Крест внесено 14 января 1942 г.<br />6. 200 000 руб. на Красный Крест внесено 13 марта 1942 г.<br />7. 100 000 руб. на Красный Крест внесено 16 апреля 1942 г.<br />8. 30 000 руб. на Красный Крест внесено 14 августа 1942 г.<br />9. 150 000 руб. на Красный Крест внесено 31 августа 1942 г.<br />10. 30 000 руб. на Красный Крест внесено 22 сентября 1942 г.<br />11. 25 000 руб. на Красный Крест внесено 6 ноября 1942 г.<br />12. 30 000 руб. на Красный Крест внесено 30 ноября 1942 г.<br />всего 980 000 руб.</p> <p class="doc">б) вещами:</p> <p class="doc">1. Полотенец 150 шт. на Красный Крест внесено 16 сентября</p> <p class="doc">2. Полотенец 150 шт. на Красный Крест внесено 15 октября</p> <p class="doc">3. Золотые дамские часы, золотая нательная цепочка, золотая монета старой чеканки 10 руб., серебро банковское 24 руб.50 коп. серебро разменное старой чеканки 54 г. в Фонд обороны внесено 20 августа 1941 г. в Ленинградскую контору Госбанка, кв. № ж 83264</p> <p class="doc"><span style="text-decoration: underline;">II. Предложено внести в ближайшее время (январь—февраль 1943 г.) в Фонд обороны - 100 000 руб. и 300 полотенец.</span></p> <p class="doc">Председатель двадцатки Никольского собора Н. Д. Успенский</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источник: </strong>ЦГАСПб Ф.7384. Оп.1. Д.4. Л.1. Автограф. Имеется печать "Морской Николаевский Богоявленский собор. Приходской совет".</p> Рапорт священника Димитриевской церкви Г. Бенигсена начальнику Псковской Православной миссии освобожденных областей протоиерею Кириллу Зайцу 2010-06-09T18:48:33Z 2010-06-09T18:48:33Z /report-beningsen-to-zaitz-02-10-1942.html <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Рапорт священника Димитриевской церкви Г. Бенигсена начальнику Псковской Православной миссии освобожденных областей России протоиерею Кириллу Зайцу об открытии приюта для сирот, детского сада, церковной школы и ведении им радиопередач на религиозные темы</p> <p class="doc">2 октября 1942 г.</p> <p class="doc">г. Псков</p> <p class="doc">Его Высокопреподобию начальнику Миссии</p> <p class="doc">Настоящим честь имею почтительнейше довести до сведения Вашего Высокопреподобия нижеследующее:</p> <p class="doc">1. Согласно благословления Его Высокопреосвященства Владыки Экзарха, мною проведены все подготовительные работы к открытию при вверенном мне приходе Св. Великомученика Димитрия Солунского приюта для сирот на 15 человек. Для этой цели:</p> <p class="doc">а) закончен ремонт дома, принадлежащего Димитриевской церкви.</p> <p class="doc">б) путем призыва прихожан к пожертвованиям на создание приюта и благодаря чрезвычайной отзывчивости прихожан собрана вся необходимая для приюта обстановка (кровати, мебель, постельное белье, столовая и кухонная посуда).</p> <p class="doc">в) приняты соответствующие меры к обеспечению воспитанников приюта продуктами на зимний сезон. Продукты частично приобретены на средства, пожертвованные прихожанами, частью жертвуются самими прихожанами.</p> <p class="doc">Прием детей производится в настоящее время. Дети принимаются не младше восьми лет. Преимущественно принимаются</p> <p class="doc"><br />г) Рапорт священника от 1 октября, а обращение прот. Кирилла Зайца от 3 октября 1942 г. подростки 13-15 лет с той целью, чтобы уже в ближайшие годы их можно было подготовить к религиозно-воспитательной работе среди детей и молодежи.</p> <p class="doc">Все прихожане Димитриевского прихода так единодушно откликнулись на мой призыв поддержать приют Миссии при нашем приходе и проявили столь необыкновенную жертвенность, что я дерзаю смиренно просить Ваше Высокопреподобие ходатайствовать перед Его Высокопреосвященством Владыкой экзархом об архипастырском благословлении Его Высокопреосвященства прихожанам Псковской церкви Св. Великомученика Димитрия Солунского за понесенные ими труды и жертвы по открытию приюта. Будучи прочитана с амвона, благословенная грамота, несомненно, еще больше поднимет в приходе дух христианской любви и жертвенности.</p> <p class="doc">2. Согласно любезному предложению Псковского отдела пропаганды, я имел смелость взять на себя заведование отделом детских передач Псковского радиоузла. Две передачи мною уже поставлены, со стороны заведования радиоузлом выражена полная удовлетворенность постановкой дела. В передачах, кроме меня, принимают участие воспитанники моей церковной школы и лучшие художественные силы города.</p> <p class="doc">3. Заведующий Псковским радиоузлом предложил мне выступать с еженедельными докладами на религиозные темы. Согласно Вашего разрешения первый доклад мною прочитан в среду 30 сентября на тему "Ученые о религии" (из цикла "Религия и наука").</p> <p class="doc">Второй доклад на тему "Игумен всея Руси" (к 550летию со дня смерти преп[одобного] Сергия Радонежского будет прочитан в среду 7 октября).</p> <p class="doc">Тот факт, что церковное слово впервые в России зазвучало и по эфиру, имеет, несомненно, историческое значение. Еще большее значение он приобретает после того, как к Псковскому радиоузлу будут присоединены более отдаленные районы (Остров, Порхов, Дно), что предполагается в ближайшем будущем. Радиопередачи на религиозные темы производятся вечером, таким образом, их могут слушать и те, кто не имеет возможности или желания посещать храм. Все проекты докладов будут представляться на Ваше утверждение.</p> <p class="doc">4. С 1 октября при вверенном мне приходе вновь, по примеру, недавнего прошлого, открывается церковный детский сад и церковная школа. В первый будут приниматься дети дошкольного возраста, во вторую, ввиду отсутствия гимназии, окончившие 4 класса начальной школы. Предварительная запись уже показала свыше 60 воспитанников. Предполагается, что с началом занятий это число еще значительно возрастет.</p> <p class="doc">5. Согласно Вашему разрешению, я приступил к преподаванию Закона Божия в Псковской художественной школе. Школа насчитывает 60 учащихся в возрасте от 17 до 22 лет. Должен сказать, что моя первая встреча с этой молодежью, против всех ожиданий, произвела на меня чрезвычайно отрадное впечатление.</p> <p class="doc">С этой молодежью работать можно, и работа может быть плодотворной и интересной.</p> <p class="doc">Предлагая все вышеизложенное на усмотрение Вашего Высокопреподобия, прошу Вас довести до сведения Его Высокопреосвященства Владыки экзарха из моего рапорта то, что Вы сочтете нужным, и остаюсь Вашего Высокопреподобия смиренный молитвенник и покорный слуга, священник Георгий Бенигсен.</p> <p class="doc">1 октября 1942 г.</p> <p class="doc">г. Псков.</p> <p class="doc">Член Православной Миссии в освобожденных областях России, Псковской Димитриевской церкви настоятель Г.Бенингсен</p> </td> </tr> </tbody> </table> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Обращение протоиерея Кирилла Зайца к экзарху Сергию (Воскресенскому) с просьбой передать благословление прихожанам и священнику Димитриевского прихода за их начинания</p> <p class="doc">Зная все обстоятельства, изложенные в сем рапорте и учитывая весьма плодотворное последствия от осуществления предприятий священника о. Г. Бенигсена, что уже и сейчас явствует, имею честь смиренно просить Ваше Высокопреосвященство преподать свое Архипастырское благословление на все изложенное в рапорте начинания священника о. Г. Бенигсена.</p> <p class="doc">Особенно ходатайствую, для пользы дела, преподать благословление прихожанам Димитриевской церкви за теплое участие и отзывчивость к религиозному воспитанию русской молодежи.</p> <p class="doc">Вашего Высокопреосвященства смиреннейший послушник - начальник Миссии протоиерей Кирилл Зайц.</p> <p class="doc">3 октября 1942 г.</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источник:</strong> ГАПО. Ф. Р-1633. Оп. 1. Д. 3. Л. 14. Копия.</p> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Рапорт священника Димитриевской церкви Г. Бенигсена начальнику Псковской Православной миссии освобожденных областей России протоиерею Кириллу Зайцу об открытии приюта для сирот, детского сада, церковной школы и ведении им радиопередач на религиозные темы</p> <p class="doc">2 октября 1942 г.</p> <p class="doc">г. Псков</p> <p class="doc">Его Высокопреподобию начальнику Миссии</p> <p class="doc">Настоящим честь имею почтительнейше довести до сведения Вашего Высокопреподобия нижеследующее:</p> <p class="doc">1. Согласно благословления Его Высокопреосвященства Владыки Экзарха, мною проведены все подготовительные работы к открытию при вверенном мне приходе Св. Великомученика Димитрия Солунского приюта для сирот на 15 человек. Для этой цели:</p> <p class="doc">а) закончен ремонт дома, принадлежащего Димитриевской церкви.</p> <p class="doc">б) путем призыва прихожан к пожертвованиям на создание приюта и благодаря чрезвычайной отзывчивости прихожан собрана вся необходимая для приюта обстановка (кровати, мебель, постельное белье, столовая и кухонная посуда).</p> <p class="doc">в) приняты соответствующие меры к обеспечению воспитанников приюта продуктами на зимний сезон. Продукты частично приобретены на средства, пожертвованные прихожанами, частью жертвуются самими прихожанами.</p> <p class="doc">Прием детей производится в настоящее время. Дети принимаются не младше восьми лет. Преимущественно принимаются</p> <p class="doc"><br />г) Рапорт священника от 1 октября, а обращение прот. Кирилла Зайца от 3 октября 1942 г. подростки 13-15 лет с той целью, чтобы уже в ближайшие годы их можно было подготовить к религиозно-воспитательной работе среди детей и молодежи.</p> <p class="doc">Все прихожане Димитриевского прихода так единодушно откликнулись на мой призыв поддержать приют Миссии при нашем приходе и проявили столь необыкновенную жертвенность, что я дерзаю смиренно просить Ваше Высокопреподобие ходатайствовать перед Его Высокопреосвященством Владыкой экзархом об архипастырском благословлении Его Высокопреосвященства прихожанам Псковской церкви Св. Великомученика Димитрия Солунского за понесенные ими труды и жертвы по открытию приюта. Будучи прочитана с амвона, благословенная грамота, несомненно, еще больше поднимет в приходе дух христианской любви и жертвенности.</p> <p class="doc">2. Согласно любезному предложению Псковского отдела пропаганды, я имел смелость взять на себя заведование отделом детских передач Псковского радиоузла. Две передачи мною уже поставлены, со стороны заведования радиоузлом выражена полная удовлетворенность постановкой дела. В передачах, кроме меня, принимают участие воспитанники моей церковной школы и лучшие художественные силы города.</p> <p class="doc">3. Заведующий Псковским радиоузлом предложил мне выступать с еженедельными докладами на религиозные темы. Согласно Вашего разрешения первый доклад мною прочитан в среду 30 сентября на тему "Ученые о религии" (из цикла "Религия и наука").</p> <p class="doc">Второй доклад на тему "Игумен всея Руси" (к 550летию со дня смерти преп[одобного] Сергия Радонежского будет прочитан в среду 7 октября).</p> <p class="doc">Тот факт, что церковное слово впервые в России зазвучало и по эфиру, имеет, несомненно, историческое значение. Еще большее значение он приобретает после того, как к Псковскому радиоузлу будут присоединены более отдаленные районы (Остров, Порхов, Дно), что предполагается в ближайшем будущем. Радиопередачи на религиозные темы производятся вечером, таким образом, их могут слушать и те, кто не имеет возможности или желания посещать храм. Все проекты докладов будут представляться на Ваше утверждение.</p> <p class="doc">4. С 1 октября при вверенном мне приходе вновь, по примеру, недавнего прошлого, открывается церковный детский сад и церковная школа. В первый будут приниматься дети дошкольного возраста, во вторую, ввиду отсутствия гимназии, окончившие 4 класса начальной школы. Предварительная запись уже показала свыше 60 воспитанников. Предполагается, что с началом занятий это число еще значительно возрастет.</p> <p class="doc">5. Согласно Вашему разрешению, я приступил к преподаванию Закона Божия в Псковской художественной школе. Школа насчитывает 60 учащихся в возрасте от 17 до 22 лет. Должен сказать, что моя первая встреча с этой молодежью, против всех ожиданий, произвела на меня чрезвычайно отрадное впечатление.</p> <p class="doc">С этой молодежью работать можно, и работа может быть плодотворной и интересной.</p> <p class="doc">Предлагая все вышеизложенное на усмотрение Вашего Высокопреподобия, прошу Вас довести до сведения Его Высокопреосвященства Владыки экзарха из моего рапорта то, что Вы сочтете нужным, и остаюсь Вашего Высокопреподобия смиренный молитвенник и покорный слуга, священник Георгий Бенигсен.</p> <p class="doc">1 октября 1942 г.</p> <p class="doc">г. Псков.</p> <p class="doc">Член Православной Миссии в освобожденных областях России, Псковской Димитриевской церкви настоятель Г.Бенингсен</p> </td> </tr> </tbody> </table> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Обращение протоиерея Кирилла Зайца к экзарху Сергию (Воскресенскому) с просьбой передать благословление прихожанам и священнику Димитриевского прихода за их начинания</p> <p class="doc">Зная все обстоятельства, изложенные в сем рапорте и учитывая весьма плодотворное последствия от осуществления предприятий священника о. Г. Бенигсена, что уже и сейчас явствует, имею честь смиренно просить Ваше Высокопреосвященство преподать свое Архипастырское благословление на все изложенное в рапорте начинания священника о. Г. Бенигсена.</p> <p class="doc">Особенно ходатайствую, для пользы дела, преподать благословление прихожанам Димитриевской церкви за теплое участие и отзывчивость к религиозному воспитанию русской молодежи.</p> <p class="doc">Вашего Высокопреосвященства смиреннейший послушник - начальник Миссии протоиерей Кирилл Зайц.</p> <p class="doc">3 октября 1942 г.</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источник:</strong> ГАПО. Ф. Р-1633. Оп. 1. Д. 3. Л. 14. Копия.</p> Обращение митрополита Сергия к верующим в связи с поддержкой фашистов православными епископами Прибалтики 2010-06-09T18:42:31Z 2010-06-09T18:42:31Z /mitropolit-sergii-obrashenie-22-09-1942.html <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Обращение Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия к верующим в связи с поддержкой фашистов православными епископами Прибалтики<br />22 сентября 1942 г.</p> <p class="doc">г. Ульяновск</p> <p class="doc">Божиею Милостию Патриарший Местоблюститель Православной Русской Церкви, смиренный Сергий Митрополит Московский и Коломенский Возлюбленным во Христе всем верным чадам нашей Святой Православной Русской Церкви, в особенности обитающим в Литве, Латвии и Эстонии</p> <p class="doc">Благодать вам и мир да умножится.</p> <p class="doc">При мысли о том, что теперь переживает наша великая Родина, как часто приходят на ум слова пророка: "Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез, и плачуся день и нощь о побиенных народа моего" (Иерем. 9,1). Однако наши слезы - не слезы отчаяния и безнадежности. Мы плачем о жертвах войны, но и гордимся, что принадлежим к народу, способному приносить такие жертвы. Такой народ, конечно, не предназначен быть "подстилкой" для другой высшей расы, каким хочет его видеть жадность фашистская. Он сам носит на челе своем печать великого призвания. Раскрывшийся пред нами сверхчеловеческий нравственный подъем народа - залог его великого будущего. Мы можем надеяться и будем молиться, чтобы Господь, давший силу на такой подъем, и осуществил свои предначертания о светлом будущем, ожидающем наш народ. Тем тяжелее говорить, как Господь смиряет нас, церковников (2 Кор. 12,21).</p> <p class="doc">Народ ради блага Родины не считает своих жертв и кровь проливает и самую жизнь отдает. И это не у нас одних, но и в Сербии, и в Греции, и всюду, где только есть подлинно живые души. А вот в Риге в начале августа объявились православные наши архиереи (викарные Иаков архиепископ Елгавский, Павел епископ Нарвский и Даниил Ковенский) во главе с присланным из Москвы митрополитом Литовским Сергием Воскресенским, которые "не пожелали страдать с народом Божиим", а предпочли "имети временную греха сладость" (Евр. 11,25), пожить благополучно, питаясь от крупиц фашистского стола, (да и долго ли ещё фашисты будут засиживать нашу землю?), пусть другие жертвуют собой за Отечество. Волосы встают дыбом при чтении об истязании фашистами женщин, детей и раненых. А митр[ополит] Сергий Воскресенский со своими "сподвижниками"-архиереями телеграфируют Гитлеру, что они "восхищаются ведущейся (Гитлером) героической борьбой" (с беззащитными?) и "молят всевышнего, да благословит он (фашистское) оружие скорой и полной победой"... Столь неожиданный поворот православных архиереев к фашизму, несомненно вызывает недоумение. Когда русские эмигранты или славяне, напр[имер], находящиеся в Америке, хотя и расходятся с большевиками идейно (в вопросах веры), однако в развивающейся в наши дни мировой борьбе становятся на сторону Советов, это понятно. Советы возглавляют наше русское национальное государство и борются за его мировое и международное значение, естественно, что всякий русский, не желающий изменять своей нации и ее историческим заветам и целям, не пойдет с врагами Советов. Между тем, фашизм нам известен как природный и, так сказать, систематический враг русского и вообще славянского племени; что своей расовой теорией, доведенной до последней физиологической крайности, фашизм принципиально враждебен христианству, хотя по тактическим соображениям может и не сразу обнаруживать свою враждебность. Чем же объяснить, что православно-русские архиереи, не только не помышляющие об измене вере, но и подчеркивающие свою верность канонам Церкви, вдруг торжественно объявляют себя за фашизм? У нас, у всех перед глазами происходящее в странах Европы, захваченных фашистами. Происходящее подсказывает один только ответ на наш вопрос: прибалтийские наши архиереи подверглись воздействию по тем же методам, какие применяются фашистами всюду. Чтобы загородиться от такого вывода, прибалтийские архиереи (или те, кто водил их руками) пытаются набросить тень на меня: я де пишу свои послания против фашистов и призываю народ на борьбу против них, принуждаемый к тому Соввластью.</p> <p class="doc">Не буду напоминать, что наша Патриаршая церковь, начиная с покойного святейшего патриарха Тихона и доселе, неизменно признает Соввласть Богоустановленной в СССР. Лично же для меня достаточно и одной любви к Родине и моему народу, чтобы без чьих-либо просьб и тем паче принуждений всячески противиться фашизму и порабощению им нашей страны. Да будет же стыдно пытающимся свое малодушие спрятать под клеветническими выпадами против Родной Церкви и меня - ее возглавителя. Вы же, возлюбленные, пребудьте непоколебимы в вере и святом послушании Матери-Церкви. Или, как говорит апостол: "не бывайте удобь преклони к иному ярму, якоже неверии... Кое бо общение свету ко тьме... Тем же изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтесь" (2 Кор. 6. 14,16,17).</p> <p class="doc">Ваша твердость в преданности Церкви да посрамит малодушных, ваша готовность все претерпеть за веру и Родину да заставит одуматься согрешивших и поспешить к исправлению, потому что только возвращающимся в отчий дом готовы "объятия отча", только раскаявшемуся - забвение прошлого.</p> <p class="doc">Упорствующих же в неповиновении голосу Церкви и хулителей ее церковный суд не потерпит в среде епископства православного.</p> <p class="doc">Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и Причастие Святого Духа со всеми вами. Аминь (2 Кор.13,13).</p> <p class="doc">Патриарший местоблюститель<br />Сергий М(итрополит) Московский.</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источник: </strong>РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 93. Л. 19. Заверенная копия.</p> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Обращение Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия к верующим в связи с поддержкой фашистов православными епископами Прибалтики<br />22 сентября 1942 г.</p> <p class="doc">г. Ульяновск</p> <p class="doc">Божиею Милостию Патриарший Местоблюститель Православной Русской Церкви, смиренный Сергий Митрополит Московский и Коломенский Возлюбленным во Христе всем верным чадам нашей Святой Православной Русской Церкви, в особенности обитающим в Литве, Латвии и Эстонии</p> <p class="doc">Благодать вам и мир да умножится.</p> <p class="doc">При мысли о том, что теперь переживает наша великая Родина, как часто приходят на ум слова пророка: "Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез, и плачуся день и нощь о побиенных народа моего" (Иерем. 9,1). Однако наши слезы - не слезы отчаяния и безнадежности. Мы плачем о жертвах войны, но и гордимся, что принадлежим к народу, способному приносить такие жертвы. Такой народ, конечно, не предназначен быть "подстилкой" для другой высшей расы, каким хочет его видеть жадность фашистская. Он сам носит на челе своем печать великого призвания. Раскрывшийся пред нами сверхчеловеческий нравственный подъем народа - залог его великого будущего. Мы можем надеяться и будем молиться, чтобы Господь, давший силу на такой подъем, и осуществил свои предначертания о светлом будущем, ожидающем наш народ. Тем тяжелее говорить, как Господь смиряет нас, церковников (2 Кор. 12,21).</p> <p class="doc">Народ ради блага Родины не считает своих жертв и кровь проливает и самую жизнь отдает. И это не у нас одних, но и в Сербии, и в Греции, и всюду, где только есть подлинно живые души. А вот в Риге в начале августа объявились православные наши архиереи (викарные Иаков архиепископ Елгавский, Павел епископ Нарвский и Даниил Ковенский) во главе с присланным из Москвы митрополитом Литовским Сергием Воскресенским, которые "не пожелали страдать с народом Божиим", а предпочли "имети временную греха сладость" (Евр. 11,25), пожить благополучно, питаясь от крупиц фашистского стола, (да и долго ли ещё фашисты будут засиживать нашу землю?), пусть другие жертвуют собой за Отечество. Волосы встают дыбом при чтении об истязании фашистами женщин, детей и раненых. А митр[ополит] Сергий Воскресенский со своими "сподвижниками"-архиереями телеграфируют Гитлеру, что они "восхищаются ведущейся (Гитлером) героической борьбой" (с беззащитными?) и "молят всевышнего, да благословит он (фашистское) оружие скорой и полной победой"... Столь неожиданный поворот православных архиереев к фашизму, несомненно вызывает недоумение. Когда русские эмигранты или славяне, напр[имер], находящиеся в Америке, хотя и расходятся с большевиками идейно (в вопросах веры), однако в развивающейся в наши дни мировой борьбе становятся на сторону Советов, это понятно. Советы возглавляют наше русское национальное государство и борются за его мировое и международное значение, естественно, что всякий русский, не желающий изменять своей нации и ее историческим заветам и целям, не пойдет с врагами Советов. Между тем, фашизм нам известен как природный и, так сказать, систематический враг русского и вообще славянского племени; что своей расовой теорией, доведенной до последней физиологической крайности, фашизм принципиально враждебен христианству, хотя по тактическим соображениям может и не сразу обнаруживать свою враждебность. Чем же объяснить, что православно-русские архиереи, не только не помышляющие об измене вере, но и подчеркивающие свою верность канонам Церкви, вдруг торжественно объявляют себя за фашизм? У нас, у всех перед глазами происходящее в странах Европы, захваченных фашистами. Происходящее подсказывает один только ответ на наш вопрос: прибалтийские наши архиереи подверглись воздействию по тем же методам, какие применяются фашистами всюду. Чтобы загородиться от такого вывода, прибалтийские архиереи (или те, кто водил их руками) пытаются набросить тень на меня: я де пишу свои послания против фашистов и призываю народ на борьбу против них, принуждаемый к тому Соввластью.</p> <p class="doc">Не буду напоминать, что наша Патриаршая церковь, начиная с покойного святейшего патриарха Тихона и доселе, неизменно признает Соввласть Богоустановленной в СССР. Лично же для меня достаточно и одной любви к Родине и моему народу, чтобы без чьих-либо просьб и тем паче принуждений всячески противиться фашизму и порабощению им нашей страны. Да будет же стыдно пытающимся свое малодушие спрятать под клеветническими выпадами против Родной Церкви и меня - ее возглавителя. Вы же, возлюбленные, пребудьте непоколебимы в вере и святом послушании Матери-Церкви. Или, как говорит апостол: "не бывайте удобь преклони к иному ярму, якоже неверии... Кое бо общение свету ко тьме... Тем же изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтесь" (2 Кор. 6. 14,16,17).</p> <p class="doc">Ваша твердость в преданности Церкви да посрамит малодушных, ваша готовность все претерпеть за веру и Родину да заставит одуматься согрешивших и поспешить к исправлению, потому что только возвращающимся в отчий дом готовы "объятия отча", только раскаявшемуся - забвение прошлого.</p> <p class="doc">Упорствующих же в неповиновении голосу Церкви и хулителей ее церковный суд не потерпит в среде епископства православного.</p> <p class="doc">Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и Причастие Святого Духа со всеми вами. Аминь (2 Кор.13,13).</p> <p class="doc">Патриарший местоблюститель<br />Сергий М(итрополит) Московский.</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источник: </strong>РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 93. Л. 19. Заверенная копия.</p> Переписка о постройке танковой колонны им. Дмитрия Донского 2010-06-09T18:36:44Z 2010-06-09T18:36:44Z /correspondense-dmitrii-donskoi.html <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc">12 января 1942 г.</p> <p class="doc">Москва, Кремль, Иосифу Виссарионовичу Сталину.</p> <p class="doc">Православная русская церковь вместе со всеми народами великого Советского Союза горит одним желанием всемерно помогать наступающей Красной Армии. Ленинградская епархия, духовенство и верующие, воодушевленные патриотическим движением всего Советского народа, с первых дней Великой Отечественной войны нашей родины против ненавистных немецко-фашистских захватчиков стали поддерживать военно-политические мероприятия, направленные на строительство и укрепление обороны Союза СССР и нашего города-фронта, героически отстоявшего свою целость. Руководимая мною Ленинградская епархия, находящаяся в условиях блокады до сего времени, внесла в фонд обороны страны 3 182 143 рубля наличными деньгами, а также пожертвования ценными вещами. Руководствуясь призывом Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского Сергия. Епархия вносит на постройку колонны танков имени Димитрия Донского 500 ООО рублей. Сбор средств продолжается. С непоколебимой верой в близкую победу нашего правого дела над кровавым безумием фашизма усердно молим Бога о помощи Вам в Вашем великом историческом призвании отстоять честь, свободу и славу родной страны.</p> <p class="doc">Ленинград, пл. Коммунаров 1, Никольский собор<br />митрополит Алексий</p> </td> </tr> </tbody> </table> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td class="doc"> <p class="doc">5 января 1943 г.</p> <p class="doc">г. Ульяновск</p> <p class="doc">Москва, Кремль Иосифу Виссарионовичу Сталину</p> <p class="doc">Сердечно приветствую Вас от имени Православной Русской Церкви. Молитвенно желаю в Новом году Вам здравия и успеха во всех Ваших начинаниях на благо вверенной Вам родной страны. Нашим особым посланием приглашаю духовенство, верующих жертвовать на постройку колонны танков имени Дмитрия Донского. Для начала Патриархия вносит 100 тысяч рублей, Елоховский кафедральный собор в Москве — 300 тысяч, настоятель собора Колчицкий Николай Федорович — 100 тысяч. Просим в Госбанке открыть специальный счет. Да завершится победой над темными силами фашизма общенародный подвиг, Вами возглавляемый.</p> <p class="doc">Патриарший местоблюститель Сергий, митрополит Московский</p> </td> </tr> </tbody> </table> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc">5 января 1943 г.</p> <p class="doc">г. Москва</p> <p class="doc">Прошу передать православному русскому духовенству и верующим мой привет и благодарность Красной Армии за заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Указание об открытии специального счета в Госбанке дано.</p> <p class="doc">И. Сталин</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источники:</strong> ЦГАСПб. Ф. 7384. Оп. 178. Д. 693. Л. 3. Копия.<br />РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 224. Л. 59-91.<br />РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 224. Л. 58.</p> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc">12 января 1942 г.</p> <p class="doc">Москва, Кремль, Иосифу Виссарионовичу Сталину.</p> <p class="doc">Православная русская церковь вместе со всеми народами великого Советского Союза горит одним желанием всемерно помогать наступающей Красной Армии. Ленинградская епархия, духовенство и верующие, воодушевленные патриотическим движением всего Советского народа, с первых дней Великой Отечественной войны нашей родины против ненавистных немецко-фашистских захватчиков стали поддерживать военно-политические мероприятия, направленные на строительство и укрепление обороны Союза СССР и нашего города-фронта, героически отстоявшего свою целость. Руководимая мною Ленинградская епархия, находящаяся в условиях блокады до сего времени, внесла в фонд обороны страны 3 182 143 рубля наличными деньгами, а также пожертвования ценными вещами. Руководствуясь призывом Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского Сергия. Епархия вносит на постройку колонны танков имени Димитрия Донского 500 ООО рублей. Сбор средств продолжается. С непоколебимой верой в близкую победу нашего правого дела над кровавым безумием фашизма усердно молим Бога о помощи Вам в Вашем великом историческом призвании отстоять честь, свободу и славу родной страны.</p> <p class="doc">Ленинград, пл. Коммунаров 1, Никольский собор<br />митрополит Алексий</p> </td> </tr> </tbody> </table> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td class="doc"> <p class="doc">5 января 1943 г.</p> <p class="doc">г. Ульяновск</p> <p class="doc">Москва, Кремль Иосифу Виссарионовичу Сталину</p> <p class="doc">Сердечно приветствую Вас от имени Православной Русской Церкви. Молитвенно желаю в Новом году Вам здравия и успеха во всех Ваших начинаниях на благо вверенной Вам родной страны. Нашим особым посланием приглашаю духовенство, верующих жертвовать на постройку колонны танков имени Дмитрия Донского. Для начала Патриархия вносит 100 тысяч рублей, Елоховский кафедральный собор в Москве — 300 тысяч, настоятель собора Колчицкий Николай Федорович — 100 тысяч. Просим в Госбанке открыть специальный счет. Да завершится победой над темными силами фашизма общенародный подвиг, Вами возглавляемый.</p> <p class="doc">Патриарший местоблюститель Сергий, митрополит Московский</p> </td> </tr> </tbody> </table> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc">5 января 1943 г.</p> <p class="doc">г. Москва</p> <p class="doc">Прошу передать православному русскому духовенству и верующим мой привет и благодарность Красной Армии за заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Указание об открытии специального счета в Госбанке дано.</p> <p class="doc">И. Сталин</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источники:</strong> ЦГАСПб. Ф. 7384. Оп. 178. Д. 693. Л. 3. Копия.<br />РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 224. Л. 59-91.<br />РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 224. Л. 58.</p> О желании открыть лазарет для раненых и больных воинов 2010-06-09T18:32:30Z 2010-06-09T18:32:30Z /about-open-hospital-24-06-1941.html <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Обращение церковной общины Князь-Владимирского собора в Ленинградский Совет депутатов трудящихся (Ленсовет) о желании открыть на средства общины лазарет для раненых и больных воинов</p> <p class="doc"><strong>24 июня 1941 г.</strong></p> <p class="doc">В минуты трудно переживаемых обстоятельств военного времени долг каждого гражданина идти навстречу Отечеству в облегчении разного рода затруднений.</p> <p class="doc">Этому учит нас и религия наша. Исполняя завет Христов о любви к ближнему, представители верующих - двадцатка Князь-Владимирского собора - выражает свое желание открыть в тылу лазарет для раненых и больных воинов. На оборудование и содержание лазарета двадцатка могла бы предоставить все имеющиеся у нас средства - свыше 700 тысяч рублей. В дальнейшем, если материальные условия доходности собора не изменятся, двадцатка принимает на себя решение, отказавшись решительно от всех расходов кроме самых неотложных по содержанию собора, ежемесячно субсидировать лазарет в сумме 30 (тридцать) тысяч рублей.</p> <p class="doc">Председатель 20-ки И. Куракин</p> <p class="doc">Члены президиума А. Кораблев, Л. Парийский</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источник: </strong>ЦГАСПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 79. Л. 1 и об. Подлинник, рукопись. Имеется штамп: «Подлежит возврату 25.УН.41. Ленинградский ОК и ГК ВКП(б). Особый сектор»</p> <table class="doctab" border="0"> <tbody> <tr> <td> <p class="doc_head">Обращение церковной общины Князь-Владимирского собора в Ленинградский Совет депутатов трудящихся (Ленсовет) о желании открыть на средства общины лазарет для раненых и больных воинов</p> <p class="doc"><strong>24 июня 1941 г.</strong></p> <p class="doc">В минуты трудно переживаемых обстоятельств военного времени долг каждого гражданина идти навстречу Отечеству в облегчении разного рода затруднений.</p> <p class="doc">Этому учит нас и религия наша. Исполняя завет Христов о любви к ближнему, представители верующих - двадцатка Князь-Владимирского собора - выражает свое желание открыть в тылу лазарет для раненых и больных воинов. На оборудование и содержание лазарета двадцатка могла бы предоставить все имеющиеся у нас средства - свыше 700 тысяч рублей. В дальнейшем, если материальные условия доходности собора не изменятся, двадцатка принимает на себя решение, отказавшись решительно от всех расходов кроме самых неотложных по содержанию собора, ежемесячно субсидировать лазарет в сумме 30 (тридцать) тысяч рублей.</p> <p class="doc">Председатель 20-ки И. Куракин</p> <p class="doc">Члены президиума А. Кораблев, Л. Парийский</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p class="source"><strong>Источник: </strong>ЦГАСПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 79. Л. 1 и об. Подлинник, рукопись. Имеется штамп: «Подлежит возврату 25.УН.41. Ленинградский ОК и ГК ВКП(б). Особый сектор»</p>