010.jpg
The Russian Battlefield
010.jpg
Главная

Блог на Facebook
Подписка на обновления





Яндекс цитирования
Суббота, 24 Сентября 2005
Самоходная установка M10 Wolverine Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано: 24.09.2005 22:30
Последняя редакция: 17.10.2011 11:44

Это первая противотанковая установка американской армии в США получившая обозначение "3 inch Gun Motor Carriage M10", а в британской армии получила также обозначение "Wolverine" ("Россомаха"). САУ была разработа с использованием шасси среднего танка Шерман. Производилась на заводах компаний "Дженерал моторс" и "Форд мотор". С сентября 1942 по январь 1944 было выпущено 6706 машин двух модификаций:, M10 и М10А1. В СССР М10 поступили в середине 1943 года.

М10 - создана на шасси среднего танка М4А2 "Генерал Шерман". Машина имеет сварной корпус, несколько измененной формы. В открытой сверху вращающейся башне установлена 76-мм пушка, разработанная на базе зенитной. Всего изготовлено 4993 штук. Именно эта модификация поставлялась в СССР.

M10A1 - создана на шасси среднего танка М4А3 "Генерал Шерман". Всего изготовлено 1713 штук. В СССР не поставлялась.

В середине 1943 года СССР получил 52 машины M10 в счет поставок по ленд-лизу. Дальнейшую судьбу этих машин пока не удалось проследить, однако известно, что в 1944 году из этих машин было сформировано и отправлено на фронт как минимум два полка.

Автор: Е.Болдырев

Литература по теме:

{article=557}
Параметр САУ М10
Экипаж, чел 5
Масса, кг 29 600
Бронирование, мм 19-57
Вооружение 1 x 76,2мм M7
1 x 12,7мм "Браунинг" зенитный
Боезапас 76мм: 54 артвыстрелов
12,7мм: 1000 патронов
Двигатель GMS 6046 G71, 6-цилиндровый дизель, 375 л.с.
Запас хода, км 320
Макс. скорость, км/ч 48

{phocagallery view=category|categoryid=95|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=15|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

Читать целиком...


Крейсерский танк Mk.III Valentine Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано: 24.09.2005 22:30
Последняя редакция: 17.10.2011 11:45

Мк. III "Валентайн" иногда справедливо называют на русский манер "Валентином": фирма "Виккерс-Армстронг" в инициативном порядке представила проект этого танка Военному министерству 14 февраля 1936 г., в день святого Валентина, - отсюда и название. По назначению он был пехотным, по массе (16 т) скорее относился к легким, хотя по толщине брони (65 мм) превосходил иные тяжелые машины. Максимальная скорость была такой же, как у "Матильды", что объяснялось менее мощным двигателем. На "Валентайне-I" устанавливали карбюраторный двигатель мощностью 135 л.с., на остальных же модификациях стояли дизели АЕС и GMC мощностью 131, 138 и 165 л.с. Несмотря на увеличение мощности, динамические характеристики машины не изменились, поскольку возросла ее масса - начиная с "Валентайна-VIII" вместо 40-мм ставили 57-мм пушку, а на "Валентайн-XI" пушку калибром 75 мм.

Особенность этого танка было отсутствие каркасов для сборки корпуса и башни; бронелисты обрабатывали по шаблонам и размерам так, что они взаимно замыкались. Сборка корпуса выполнялась соединением отдельных узлов болтами и заклепками. Появление "Валентайна" положило конец дискуссии о возможности применения автомобильных агрегатов в танкостроении - он стал первой полноценной боевой машиной, в которой из них смонтировали моторно-трансмиссионную группу. В противоположность "Матильде" ходовая часть "Валентайна" не бронировалась.

Более того, тормозные барабаны располагались вне корпуса, что отрицательно сказывалось на их живучести. Недостатком была и плотная компоновка боевого отделения, особенно у машин с трехместной башней моделей III и V. До 1945 года англичане выпустили 6855 "Валентайнов" и специальных машин на их основе; в Канаде, с осени 1941 года до середины 1943 года, было изготовлено еще 1420 этих машин. Так "Валентайн" стал самым массовым британским танком.

В Советский Союз было отправлено 2394 британских и 1388 канадских "Валентайнов"; у последних вместо английского спаренного 7,92-мм "Браунинг" М1914А1. Поставлялись машины с 40- и 57-мм пушками. У советских танкистов "Валентайн" был самым популярным из британских танков - нам не привыкать к тесным боевым отделениям. Что же касается надежности и живучести, то сошлемся на пример из боевой практики. К началу Мелитопольской операции (24 октября 1943 г.) в трех бригадах 19-го танкового корпуса были 101 T-34-76 и 63 "Валентайна". За 13 дней потери составили 78 "тридцатьчетверок" и 17 "англичан", причем и те, и другие использовались с одинаковой интенсивностью.

Параметр Значение
Экипаж, чел 3
Масса, кг 16 750
Бронирование, мм 10-65
Вооружение 1 x 40-мм
1 x 7,92 мм курсовой пулемет "Besa"
1 x 7,7 мм зенитный пулемет "Bren"
Боезапас 40-мм: 61 выстрелов
7,92-мм: 3150 патронов
7,7-мм: 600 патронов
Двигатель GMC model 6004, 6-цилиндровый бензиновый, 165 л.с.
Запасхода, км 150
Макс. скорость, км/ч 32

Автор: Е.Болдырев

Литература по теме:

{article=557}

{phocagallery view=category|categoryid=96|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=18|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

Читать целиком...


Десантный танк Mk.VII Tetrarch Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано: 24.09.2005 22:29
Последняя редакция: 17.10.2011 11:46

В числе первых британских танков, прибывших на Восточный фронт, был и легкий танк Мк.VII "Тетрарх". Производство этих авиадесантных машин с оригинальной ходовой частью началось в 1940 году; до 1942 года англичане выпустили 171 штуку.

В начале 1942 года, по соглашению о ленд-лизе, Англия поставила 20 "Тетрархов" Советскому Союзу. Здесь танки были испытаны, что выявило в них массу особенностей таких, как удобство управления, хорошая подвижность, проходимость и маневренность.

Кроме того, танк оказался неприхотливым к типу используемого топлива и, в отличие от отечественных легких танков того времени, мог потреблять бензин второго сорта. Но при этом машина имела слабое бронирование, а все попытки оснастить ее дополнительными бронелистами оказались неудачными, так как догруженный танк терял свою подвижность и проходимость, а двигатель при движении вне дорог перегревался.

Но даже без дополнительного бронирования огневая мощь и подвижность "Тетрарха" оказались сравнимыми с отечественными легкими танками, такими как БТ и Т-70. При этом "Тетрарх" имел меньшую массу.

Летом 1942 года часть "Тетрархов" была отправлена в учебный танковый лагерь, расквартированный в Сумгаите, и, видимо, в тех краях они и вступили в бой. Во всяком случае, все известные фотографии этих танков в Красной Армии относятся к битве за Кавказ.

19 сентября 1943 года в 5-ю Гвардейскую танковую бригаду были переданы для пополнения остатки 132-го отдельного танкового батальона в количестве 15 танков, среди которых находились два "Тетрарха", оставшиеся после оборонительных боев. К сожалению, прожили они недолго, так как уже 30 сентября один из них был подбит в бою, а 2 октября последний "Тетрарх" сгорел от попадания снаряда при немецком артобстреле.

Параметр Значение
Экипаж, чел 3
Масса, кг 7 620
Длина, м 4,3
Ширина, м 2,3
Высота, м 2,1
Бронирование, мм 4-16
Вооружение 1 x 2 pdr,
1 x 7,92 пулемет "Besa"
Боезапас 2 pdr: 50 выстрелов
7,92: 2025 патронов
Двигатель "Meadows" MAT, 12-цилиндровый бензиновый, 165 л.с.
Запас хода, км 224
Макс. скорость, км/ч 64

Источники: "Танкомастер" №4, 1999

Литература по теме:

{article=557}

Кстати, чтобы самостоятельно читать англоязычные документы всем рекомендую окончить курсы английского языка, и тогда вам станет доступным огромный новый пласт документальной истории!

{phocagallery view=category|categoryid=94|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=5|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

Читать целиком...


Легкий танк M3 General Stuart Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано: 24.09.2005 22:29
Последняя редакция: 17.10.2011 11:42

Первыми американскими танками, прибывшими в Советский Союз по программе ленд-лиза, были легкий МЗ "Генерал Стюарт" и средний МЗ "Генерал Ли", в советских документах и боевых донесениях именуемые соответственно МЗл и МЗс, где буква "л" означает "легкий", а "с" - "средний".

МЗл заслуженно считается одним из самых удачных легких танков Второй мировой войны. Английские танкисты, сражавшиеся в северной Африке, прощали ему и слабое вооружение, и пожароопасность авиационного двигателя, поскольку "Стюарт" позволял им постоянно "висеть на хвосте" преследуемых немецко-итальянских войск. Динамические характеристики танка были отличными - семицилиндровый двигатель "Континенталь" мощностью 250 л.с. разгонял 12-тонную машину до 58 км/ч.

Подвижность танка и работоспособность его ходовой части советские инженеры находили просто изумительными. Вот только 37-мм пушка, по бронепробиваемости не уступавшая советской 45-мм, к 1942 года оказалась уже слабоватой. Разместить же более мощную артсистему не позволяли размеры башни. Тем не менее танк производился до 1943 г., пока его не сменил более технически совершенный М5, обладавший, впрочем, как достоинствами, так и недостатками предшественника.

В 1942-1943 годах по программе ленд-лиза Красная Армия получила 1665 танков МЗА1, которые если не превосходили, то никак не уступали советским аналогам: Т-60 и Т-70. Тем не менее, эксплуатация танка в Красной Армии выявила существенный недостаток: если автомобильные двигатели Т-60 и Т-70 охотно потребляли низкосортный бензин, то мотор "Стюарта" требовал исключительно высокооктановый авиационный, а если его снабжали обычным для машин Красной Армии топливом, то он быстро выходил из строя.

МЗл воевал в Африке, в Бирме на островах Тихого океана в Европе, и стал самым популярным и массовым легким разведывательным американским танком Второй мировой войны - заводы сдали 13 859 машин трех модификаций, в том числе 711 штук с дизелем "Гиберсон".

Параметр М3А1
Экипаж, чел. 4
Масса, кг 12 940
Вооружение 37-мм пушка M6,
3x7,62 пулемета "Browning"
Боезапас 37-мм - 116 выстрелов,
7,62-мм - 6400 патронов
Двигатель W670-9A "Continental" бензиновый, 250 л.с.
Макс. скорость, км/ч 58
Запас хода, км 113

Автор: Е.Болдырев

Литература по теме:

{article=557}

{phocagallery view=category|categoryid=91|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=11|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

Читать целиком...


Средний танк M4 General Sherman Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано: 24.09.2005 22:28
Последняя редакция: 17.10.2011 11:44

В США в 20-е и 30-е годы, несмотря на интенсивные работы в области опытного танкостроения и создание нескольких очень удачных образцов, значение танковых войск явно недооценивалось.

К началу второй мировой войны танковый парк армии США насчитывал около 400 танков, среди которых было всего 18 средних. Результаты германского "блицкрига" в Польше и Франции вызвали переполох в военных кругах США и способствовали резкому повороту в сторону механизации армии.

В 1941 году началось производство среднего танка M3 "Генерал Ли" Вооружение его составляла 75-мм пушка, установленная в спонсоне. Общая огневая мощь была достаточно велика. Но 75-мм пушка имела ограниченный угол горизонтального обстрела (32°), что заметно снижало эффективность танка. Корпус танка по габаритам и конфигурации был также неудачен: чрезмерно большая высота (3130 мм) делала его хорошей целью и затрудняло маскировку; невысокими были и ходовые качества.

Американцы отлично сознавали недостатки этого танка, поэтому сразу после начала его серийного выпуска начались работы по созданию нового, более совершенного среднего танка с 75-мм пушкой в башне кругового вращения. В сентябре 1941 года прототип его, получивший индекс Т6, был передан на Абердинский полигон для испытаний.

Изготовление опытной партии началось в ноябре. В американской армии танк, стандартизированный под индексом М4, назвался "Генерал Шерман", в честь генерала, командовавшего войсками северян во время гражданской войны в США; в английской - просто "Шерман".

Принципиально все модели танка "Генерал Шерман" (М4, М4А1, М4А2, М4А3, М4А4, М4А6) ничем принцопиально не отличались друг от друга за исключением разного вооружения. По внешнему виду резко выделялся лишь М4А1 со своим литым корпусом. Башни, размещение узлов и агрегатов, ходовая часть - все было одинаковым. Все модели получили единую литую лобовую деталь - крышку трансмиссионного отсека (вместо сборной из 3-х частей, применявшейся ранее), овальный люк заряжающего, фальшборта, накладную бортовую броню и многое другое.

Первоначально танки имели смотровые щели в лобовом листе корпуса; затем их закрыли броневыми кожухами и ввели перископы, и, наконец, в конце 1943-го - начале 1944 года появилась цельная лобовая плита, а люки были перенесены на крышу корпуса. Правда, пришлось изменить угол наклона лобовой брони с 47° до 56°.

Еще одним главным отличием Шерманов друг от друга был тип силовой установки. Дизельный М4, обозначенный как М4А2 поставлялся по Ленд-лизу. Американцы использовали этот танк исключительно в корпусе морской пехоты, потому что на флоте проблем с соляркой не возникало.

Танков с горизонтальной подвеской HVSS было получено Россией 183 шт.

Советскими танкистами танк Шерман в целом пришелся по душе. Не уступая по защищенности и вооружению отечественной "тридцатьчетверке", этот танк обладал значительно лучшей эргономикой, более просторной башней, общей продуманностью конструкции, было много приятных "мелочей", которые порой сильно упрощали ежедневное обслуживание машины. А с введением на последние модели Шерманов новой 76-мм пушки вкупе с высококачественными боеприпасами, также поставлявшимися из США, танк по своим "противотанковым" характеристикам превзошел даже новую "тридцатьчетверку" с 85-мм пушкой. Броня Шермана была толще таковой у Т-34, но менее твердой, а в целом защищенности обоих танков были примерно одинаковые. Но американская броня была более вязкой, что вызывало меньше вторичных осколков при ударе снаряда. В качестве основных недостатков советскими танкистами отмечался слишком высоко расположенный центр масс танка, что приводило к частым опрокидываниям машины.


Как и на остальных танках американского производства, гусеницы Шерманов были резинометаллическими. Вопреки некоторым публикациям, нельзя однозначно сказать, было это достоинством или недостаком по отношению с советской цельнометаллической гусенице. Достоинством было то, что ресурс американской гусеницы был свыше 5000 км, в то время, как стальной гусеницы танка Т-34 - всего 2000-2500 км. Кроме этого, Шерман при движении не производил характерного гусеничного лязга, в то время как отечественная "тридцатьчетверка" громыхала так, что немцы за пять-десять километров ее слышали, что существенно затрудняло скрытное перемещение наших танковых частей вдоль фронта. К недостаткам резинометаллической гусеницы следует отнести риск выгорания (или выплавления) резины от огня или даже просто высокой температуры. Кроме того, такая гусеница не обеспечивала надежного сцепления с землей зимой и в гололедицу, танк становился плохо управляем. Наши танкисты обматывали гусеницы проволокой и цепями, вбивали в нее болты и шипы. Американцы, получившие рекламацию, разработали и стали поставлять в СССР штатные грунтозацепы и шипы, но полностью проблемы это так и не сняло.

В качестве иллюстрации успешного действия наших танкистов, воевавших на Шерманах, хочется процитировать слова одного наградного листа. Этот подвиг был совершён советскими танкистами в марте 1944 года во время наступления Красной армии на Украине.

"...Младший лейтенант Сивков А.В., в ночь с 13 на 14 марта, следуя по маршруту полка, по пути узнал, что по его маршруту в селе Явкине находиться противник. Это его не смутило и он решил во что бы то ни стало с боем пробиться к своей части. Подойдя вплотную к селу Явкину, младший лейтенант Сиваков открыл ураганный огонь из всех видов оружия танка М4А2, на предельной скорости ворвался в село. Умело маневрируя по улицам, создал видимость, что в село ворвалось, по меньшей мере 10 танков. Противник в панике метался от одного дома к другому, с одной улицы на другую, но всюду попадал под ураганный огонь и гусеницы танка.
...
В ночь с 14 на 15 марта противник , подтянув значительные силы, пошел в контратаку на село Явкино. Отражая атаку противника, маневрируя по селу, танк попал в противотанковый ров. Не имея возможности использовать пушку и пулеметы, Сивков дал возможность противнику вплотную подойти к танку и предложить сдаться экипажу в плен, на что Сивков ответил открытием огня и с возгласом: "Комсомольцы в плен не сдаются!" - забросал их гранатами.

Противник бежал, оставив десяток трупов у танка. Тогда младший лейтенант Сивков, используя зенитную установку, стал расстреливать убегающего противника. Израсходовав все боеприпасы, не имея возможности вести дальнейшую борьбу, младший лейтенант Сивков взорвал себя и поджег танк.

Вывод: представляю посмертно к званию Героя Советского Союза.

Командир 212-го отдельного танкового полка
Гвардии майор Барбашин.

На вооружении 212-го отдельного танкового полка, входившего в состав 4-ого гвардейского мехкорпуса состояли американские танки М4А2 "Генерал Шерман", которые поставлялись в СССР по ленд-лизу в годы войны.

После окончания военных действий на Дальнем Востоке часть ленд-лизовских американских "Шерманов" с горизонтальной подвеской (М4А2 (76)W HVSS) была переделана в тягачи. С танков сняли башни, а образовавшееся в крыше корпуса отверстие заварили стальным листом, на котором установили командирскую башенку с "Шермана". Тягачи оборудовали тяговой лебедкой и стрелой. Большая их часть поступила в восстановительные поезда железных дорог Северного Кавказа и Украины, где они эксплуатировались до конца 60-х годов.

Отдельные машины можно было встретить на Украине и в 80-е годы, а в восстановительном поезде железнодорожной станции Морозовская на Северном Кавказе тягач "Шерман" эксплуатировался до 1996 года!

По некоторым сведениям, на сегодняшний день в России сохранились только два таких тягача. В 1989 году "танковую колонну" музея ВВС Северного флота пополнил тягач "Шерман", поступивший из восстановительного поезда железнодорожной станции Ставрополь Северо-Кавказской железной дороги (последний из четырех тягачей, имевшихся в этом поезде, был сдан на металлолом в 1995 году).

Тягач "Шерман" восстановительного поезда станции Морозовская после списания в ноябре 1997 года железнодорожники передали в Центральный музей Великой Отечественной войны в Москве, который планирует реставрировать его в танк (дело осложняется отсутствием башни).

Автор: Е.Болдырев

Литература по теме:

{article=486} {article=557}

{phocagallery view=category|categoryid=97|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=15|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

Читать целиком...


Тяжелый пехотный танк Mk.II Matilda Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано: 24.09.2005 22:27
Последняя редакция: 17.10.2011 11:44

Тяжелый пехотный танк Мк. II "Матильда" англичане приняли на вооружение накануне Второй мировой войны; наиболее массово он использовался в северной Африке и на советско-германском фронте.

Эта 27-тонная машина была защищена 78-мм лобовой броней и обладала 42-мм пушкой. В зависимости от модификации, на танки ставили по два шестицилиндровых дизеля АЕС или "Лейланд" суммарной мощностью 174 или 190 л.с. соответственно, максимальная скорость достигала 24 км/ч - больше для машины непосредственной поддержки пехоты и не требовалось.

Для 1941-1942 годов "Матильда" была наименее уязвимой машиной, превосходившей в этом отношении наш КВ-1: ее могли "взять" только снаряды немецкой 88-мм зенитки, но ни танковых и не противотанковых пушек. Оружие же "Матильды" не уступало нашей "сорокапятке" и, подобно ей, до лета 1942 года худо-бедно поражало немецкие танки, хотя и нельзя сказать хорошо. Фугасное же действие снаряда было весьма скромным, что можно считать вполне серьезным недостатком, особенно для танка непосредственной поддержки пехоты.

Силовая установка и планетарная коробка передач "Матильды" были весьма надежными, но хорошо защищенная ходовая часть была сложной и хотя на ровном твердом грунте работала отлично, на российском бездорожье быстро выходила из строя: грязь забивалась под фальшборты, танк останавливался, танкистом приходилось вылезать и с большим трудом выковыривать ее оттуда. Поэтому в войсках эти танки любовью не пользовались, даже несмотря на хорошую защищенность.

В декабре 1942 года в СССР были предприняты попытки перевооружения танка отечественной артсистемой: пушкой ЗИС-96, которая являлась модификацией танковой пушки ЗИС-5 танка КВ-1. Малый объем трехместной башни и небольшой диаметр башенного погона не позволили разместить в ней артсистему более крупного калибра, что и предопределило судьбу "Матильды" - к 1943 году в строевых частях британской армии она уже не использовалась, а в СССР применялись на фронте до тех пор пока все не были потеряны в боях.

Зато австралийцы применяли ее против японцев аж до 1945 года, а в качестве учебной машины - еще 8 лет. Кроме того, "Матильда" послужила базой для создания обширного семейства машин специального назначения и стала единственным британским танком, который в том или ином виде прослужил всю войну. Всего до августа 1943 года было выпущено 2987 "Матильд", из которых 1084 штуки англичане поставили в Советский Союз.

Автор: Е.Болдырев

Литература по теме:

{article=557}

{phocagallery view=category|categoryid=93|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=6|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

Читать целиком...


Средний танк M3 General Lee Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано: 24.09.2005 22:26
Последняя редакция: 17.10.2011 11:43

В СССР по Ленд-лизу поставлялись танки модификаций М3А3 и М3А5 с дизелями. Всего было поставлено около 300 машин. Поставка шла двумя путями: через Мурманск и через Иран.

Танки М3А3 и М3А5 состояли на вооружении в 1942 г. в 13-м корпусе 1-й танковой армии. 134-й танковый полк действовал совместно с 4-м Гв. Казачьим корпусом в районе г. Моздок, где вел бои с немецким корпусом "F". Командиру роты капитану Николаенко П.И. и командиру танка мл. лейтенанту В.Н. Грецкому за бои 12-14 декабря 1942г. в районе хутора Нортон Ставропольского края присвоено звание Героя Советского Союза.

Танки "Ли" воевали под Харьковом, в Калмыцких степях южнее Сталинграда, на северном Кавказе, на Дальнем востоке. Во время перевозки танков морским путем, судовые экипажи использовали 37-мм пушки танков М3 , стоящих на палубе, для отражения налетов немецкой авиации.

Вообще, в СССР танки М3 встретили без восторга. К середине 1942 году броня М3 уже не спасала от немецких 75-мм танковых пушек. Необходимы были скорость, скрытность и маневренность. Высокий, имеющий на русских дорогах плохую проходимость, с маломощным двигателем (340 л.с. против 450 л.с. у T-34-76 такого же веса), к тому же весьма чувствительный к топливу и маслу, М3 у советских танкистов вызывал лишь раздражение, всеми правдами и неправдами они старались избавиться от этих танков и пересесть на отечественные "тридцатьчетверки".

Но самым большим недостатком М3 были резино-металлические гусеницы. Стоило во время боя наехать на огонь - резина выгорала, гусеница разваливалась и танк становился неподвижной мишенью. М3 советские танкисты окрестили "Братской могилой на шестерых". В качестве иллюстрации недостатков танка можно привести рапорт командира 134-го танкового полка Тихончука от 14 декабря 1942 г.: "Американские танки в песках работают исключительно плохо, беспрерывно спадают гусеницы, вязнут в песке, теряют мощность, благодаря чему, скорость исключительно мала. При стрельбе по танкам противника, в виду того, что 75-мм пушка установлена в маске, а не в башне, приходится разворачивать танк, который зарывается в песок, что очень затрудняет огонь."

Надо отметить, что ни американцы, ни англичане не использовали танки М3 с такой интенсивностью, как русские, потому что накал боев в Африке и на Западном фронте был весьма далек от того, что творилось на Восточном фронте.

В СССР танки М3 не перекрашивали, оставляя стандартную американскую окраску (весь танк окрашивался в матовый Олив Драб). Вместо американских знаков отличия рисовали красные звезды. Часто белые американские звезды просто закрашивали в красный цвет. Регистрационные номера и все тактические надписи на английском языке сохранялись. Тактические номера на башне или корпусе писались в произвольной форме. На корпус иногда наносили надписи типа: "За родину!" , "Смерть фашизму!" и т.п. К сожалению документального материала, позволившего бы эти надписи воспроизвести, почти нет. Зимой танки покрывали известкой, которая постепенно стиралась и через нее проступала штатная краска.

Модель M3A3 M3A5
Экипаж, чел 6 6
Масса, кг 28 600 29 100
Длина, м 5,64 5,64
Ширина, м 2,72 2,72
Высота, м 3,12 3,12
Бронирование, мм 57-12 57-12
Вооружение 1x75 мм пушка,
1х37 мм пушка
3x7,62 мм
1x75 мм пушка,
1х37 мм пушка
3x7,62 мм
Двигатель General Motors 6046, 340 л.с. General Motors 6046, 340 л.с.
Макс. скорость, км/ч 29 29

Автор: Е.Болдырев

Литература по теме:

{article=557} {article=561}

{phocagallery view=category|categoryid=92|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=12|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

Читать целиком...


Тяжелый танк Mk.IV Churchill Печать
Автор: Евгений Болдырев
Впервые опубликовано: 24.09.2005 22:24
Последняя редакция: 17.10.2011 11:45

Тяжелый пехотный танк Мк.VI "Черчилль" больше известен по фразе, якобы сказанной легендарным английским премьером: "У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого". Да, уж очень архаичным было его устройство: чтобы увеличить объем корпуса, конструкторы фирмы "Vauxhall Motors" расположили элементы ходовой части под корпусом, гусеница огибала его, как у танков периода Первой мировой войны. Зато в силовом отделении установили 12-цилиндровый горизонтальный двигатель "Бедфорд", а благодаря широкому подбашенному листу применили башню с 57-мм, а потом и с 75-мм пушками.

Танки "Черчилль-I" и "Черчилль-II" были вооружены 40-мм пушкой, что для тяжелого танка было явно недостаточно, поэтому в лобовом листе монтировали еще и 76-мм гаубицу (до 1943 года у англичан просто не было орудий калибра 57-мм, и приходилось как-то выкручиваться). Защищенная 152-мм броней 40-тонная машина имела 350-сильный двигатель, позволявший ей развивать скорость до 25 км/ч.

Надежная, в общем-то, ходовая часть имела существенные недостатки: высокая лобовая ветвь гусеницы оказались уязвимой для артогня, а сама гусеница нередко заклинивала башню. Там не менее, до конца войны выпустили 5460 "Черчиллей", а в английской армии они продержались до 1952 г.

В 1942-1943 годах в СССР поставили 301 "Черчилль" модификаций Mk.III и Mk.IV, отличавшихся разве что способом изготовления башни. Возможно, прислали несколько "Черчиллей-VII" огнеметной версии "Крокодил" (именно такая машина экспонируется в Музее бронетанковой техники в Кубинке). Малоизвестный факт: в сражении летом 1943 г. под Прохоровкой в 5-й Гвардейской танковой армии находилось 35 "Черчиллей", которые были единственными тяжелыми танками этой армии.

Параметр Значение
Экипаж 5
Масса, кг 39 574
Бронирование, мм 19-152
Вооружение 1 x 6 pdr
2 x 7,92 мм "Besa"
1 x .303 брит. (7,71мм) "Bren" зенитный
Боезапас 6 pdr: 84 выстрелов
7,92 мм: 4950 патронов
7,7 мм: 600 патронов
Двигатель Bedford "Twin-Six", 12-цилиндровый бензиновый, 350 л.с.
Запас хода, км 144
Макс. скорость, км/ч 27

Автор: Е.Болдырев

Литература по теме:

{article=557}

{phocagallery view=category|categoryid=90|imagerandom=0|detail=5|limitstart=0|limitcount=15|displayname=1|displaydetail=0|displaydownload=0|bordercolor=#ffffff|imageshadow=shadow1|bordercolorhover=#cfcfcf|bgcolor=none|bgcolorhover=none|overlib=2|type=0}

Читать целиком...