001.jpg
The Russian Battlefield
003.jpg
Главная
Подписка на обновления
Баннер
Сейчас 297 гостей и 1 пользователь онлайн





Яндекс цитирования

Снегоход с пропеллером

Печать
Автор: Валерий Потапов
Впервые опубликовано 01.10.2005 00:53
Последняя редакция 17.04.2013 09:52
Материал читали 94012 человек
Пред. страница - Страница 1 из 6 - След. страница >>

История появления отечественных аэросаней восходит к эпохе царской России. Действительно, еще в начале ХХ века, вслед за появлением компактных двигателей внутреннего сгорания были разработаны и построены первые аэросани, которые предназначались отнюдь не для военных нужд, но в качестве легких прогулочных и спортивных экипажей. Тем не менее, огромные просторы Российской империи при слабой сети дорог, суровые климатические условия русского Севера давно ставили перед конструкторами задачу создания надежного и скоростного зимнего транспортного средства. Поэтому незадолго до начала Первой мировой войны, в 1912 году, на Русско-Балтийском заводе начался серийный выпуск первых отечественных транспортных аэросаней. Однако в войну аэросани использовались весьма слабо (первое боевое применение было зафиксировано в 1915 году), по крайней мере, значительного количества фактов применения аэросаней в военных целях автору найти не удалось.

Вскоре разразилась Гражданская война. Молодому большевистскому режиму не хватало буквально всего: продовольствия, топлива, оружия. Во многих областях транспорт почти не работал. Зима 1918-1919 года выдалась особенно снежной, связь со многими отдаленными районами страны практически прервалась. Анализируя боевой опыт мировой войны Совета Труда и Обороны, заслушав доклад А.С.Кузина "О снегоходной технике", издал распоряжение о создании Комиссии по Организации Постройки Аэросаней (КОМПАС). В ее состав вошли такие видные ученые, как Н. Е. Жуковский, ставший ее научным руководителем, Н.Р.Брилинг, избранный председателем КОМПАСа (кстати, именно Брилинг является основоположником аэросанного дела в царской России), конструкторы А.А.Архангельский, А.Н.Туполев, Е.А.Чудаков, А.А.Микулин, Б.С.Стечкин, А.С.Кузин.

На комиссию были возложены задачи научно-технических исследований, разработка конструкций, постройка и испытания аэросаней для использования их в военных целях. Начались работы по созданию специального снегоходного транспорта. Первая партия из 10 аэросаней была готова к началу сентября 1919 года. В начале 1920 года началась достройка аэросаней серии БК (Брилинга и Кузина). Сани именно этой серии участвовали в подавлении печально известного Кронштадтского мятежа, а один из экипажей был даже награжден орденом Красного Знамени.

Кроме новых, большевики использовали остававшиеся на ходу аэросани, доставшиеся им в наследство от царской армии. Эти машины использовались для обеспечения оперативной связи, подвозки по бездорожью боеприпасов и продуктов питания к линии фронта, вывоза раненых с боевых позиций.

В период с 1921 по 1923 год в КОМПАСе создали несколько различных типов аэросаней. Наиболее интересные из них АНТ-I и АНТ-II конструкции А.Н.Туполева, а также АРБЕС и АРБЕС-II конструкции А.А.Архангельского и Б.С.Стечкина.

К началу 1923 года определились два основных направления проектирования: в НАМИ отдавали предпочтение конструкциям из дерева, а в ЦАГИ начали разрабатывать цельнометаллические машины из кольчугалюминия - нового и очень перспективного по тому времени легкого сплава.

Первым цельнометаллическим снегоходом стал АНТ-III - трехместные сани с двигателем "Рон" мощностью 80 л.с., с корпусом и лыжами из кольчугалюминиевых гнутых профилей и гофрированной обшивки.

В 1924 году семейство АНТов пополнилось аэросанями АНТ-IIIбис с 50-сильным двигателем "Хакке", АНТ-IV со 100-сильным "Люцифером"; АНТ-V с итальянским двигателем фирмы "Фиат" мощностью 100 л.с. Наиболее удачными оказались аэросани АНТ-IV. После всесторонних испытаний и ряда испытательных пробегов партии машин, построенной заводом опытных конструкций ЦАГИ, аэросани приняли к серийному производству.

В 1930 году АНТ-IV начали обслуживать первую в стране регулярную почтово-пассажирскую линию Чебоксары-Канаш в Чувашии. Путь от Чебоксар до Канаша составлял 85 км, аэросани преодолевали его за 2,5 часа, чтобы покрыть это же расстояние на лошадях потребовалось бы около 10-12 часов. Только за 35 дней аэросани перевезли 244 пассажира и 1132 кг почтового груза. С успехом использовались АНТ-IV в Казахстане, Татарии и других республиках.

В 1931 году двигатель "Люцифер" был заменен освоенным отечественной промышленностью пятицилиндровым звездообразным авиадвигателем М-11 мощностью 100 л.с.

С 1932 по 1935 год аэросани успешно использовались во многих арктических экспедициях - на Новой Земле, в бухте Тикси. В 1934 году АНТ-IV на пароходе "Смоленск" доставили в Уэлен для осуществления связи при спасении челюскинцев. В 1934 и 1935 годах аэросани прекрасно показали себя в экспедициях Арктического института по исследованию района Чукотки, примыкающего к Чаунской губе. И это несмотря на то, что работать машинам приходилось при температурах до минус 40°С. Тем не менее средняя скорость их достигала 28 км/ч (а весной - до 40 км/ч) при нагрузке от 700 до 1000 кг полезного груза. Суммарный пробег двух экспедиционных аэросаней составил 7585 км.

В 1935 году две серийные машины с моторами М-11 участвовали во Всесоюзном Пробеге Аэросаней и Вездеходов, благополучно прошли более 3000 километров, показав высокую надежность и прекрасную проходимость по зимнему бездорожью.

В 1933 году была запущена в серию санитарная модификация - АНТ-IVС. "Скорая помощь" с пропеллером оказалась незаменимой как в мирное время, так и во время Зимней войны 1939-1940 года, а также в годы Великой Отечественной войны, особенно на северных рубежах - в Карелии и Заполярье.

Кроме аэросаней АНТ-IV, конструктором Н.А.Андреевым были разработаны аэросани ОСГА-6, которые также применялись в советско-финской войне. Они несли патрульную службу на отдельных участках фронта, особенно на озерах, перебрасывали десантные группы, подвозили боеприпасы и непосредственно участвовали в боевых операциях. К сожалению, автор не смог найти подробного описания этих аэросаней.

Во время Зимней войны в Красной Армии имелось несколько аэросанных отрядов, которые довольно успешно применялись в зимних операциях против финнов. Они использовались главным образом для обеспечения связи между частями и соединениями, подвозили боеприпасы, продовольствие и горюче-смазочные материалы войскам, действовавшим в большом отрыве от своих баз снабжения, эвакуировали раненых с поля боя. Иногда аэросанные отряды выполняли боевые задачи, внезапно нападая на противника. Все же, в общем, это был первый пробный камень - советское руководство еще только проверяло возможности аэросаней, как боевого средства.



 
Оцените этот материал:
(18 голосов, среднее 4.72 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии от незарегистрированных читателей будут видны на сайте только ПОСЛЕ проверки модератором. Так что заниматься спамом и хулиганством бессмысленно.

Защитный код
Обновить